День особой молитвы о Божием творении
6 сентября 2015 г. в Никольском храме п. Добринка клирик иерей Михаил Шершнев отслужил молебен о сохранении творения Божия.
Настоятель храма и благочинный Добринского ЦО протоиерей Александр Адоньев произнес проповедь о значении молитвы для сохранения окружающей среды.
Фото: Дмитрий Адоньев.
Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге установил (журнал № 41) день особой молитвы о Божием творении.
Члены Синода утвердили представленный Синодальной богослужебной комиссии чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.
В особых молитвах и песнопениях этого молебна говорится о покаянии за те грехи неправильного, варварского, хищнического отношения к творению Божию, которые совершило человечество, и говорится о сохранении этого творения, ныне переживающего вместе с человечеством, и в значительной степени именно благодаря его грехам, многие и многие страдания.
Многие спросят: почему Церковь говорит об экологии? Разве это не часть светских дискуссий и дебатов, к которым верующие люди, согласно позиции некоторых общественных деятелей и некоторых публицистов, не должны иметь отношение? В документе очень ясно говорится, что наше участие в заботе о творении Божием, наши суждения по экологически значимым темам — это часть нашей веры и часть нашей жизни по вере. Наша экологическая озабоченность прямым образом проистекает из того, что мы христиане, из того, что мы хотим именно как христиане жить, говорить, действовать.
И Церковь, конечно же, понимает, что экологические проблемы нельзя разрешить лишь мелкими делами, отдельными экологическими акциями — субботниками и иными локальными поступками. Все эти поступки очень хороши, и их нужно осуществлять, но нужно и называть — прямо, пророчески, иногда обличительно — те глобальные общественные и экономические тенденции, которые порождают экологический кризис. Говорить о причинах важно. Мы не можем своими малыми делами их устранить, но мы можем их назвать и добиться того, чтобы наш голос был достаточно слышим.
Вот что об этом говорится в документе, принятом Священным Синодом: «Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества — человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательства, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире».
Мы должны говорить правду о том, что является причиной нынешних экологических проблем — это человеческий грех, неправедно устроенная общественная система, в рамках которой материальные блага, часто в значительной степени превышающие по своему объему и характеру то, что реально нужно человеку, объявляются единственной ценностью, а прекрасный созданный Богом мир, в том числе живые существа, населяющие этот мир, объявляются чем-то малозначимым. При этом иногда лицемерно обращается внимание на локальные экологические проблемы, которые могут быть выгодно использованы против того или иного государства или использованы в коммерческой борьбе, но очень мало говорится о глубинных причинах экологического кризиса.
В связи с этим, кстати, в документе сказано следующее: «Существует большое многообразие форм экологической и природоохранной деятельности, однако не всегда Церкви уместно в них участвовать. Для отдельных представителей политической элиты или лиц, стремящихся войти в эту социальную категорию, экологические акции могут быть лишь инструментом общественного позиционирования и манипулирования рейтингами популярности у населения».
Будем надеяться, что вместе нам удастся не просто сказать, что христиане думают об экологическом кризисе и о путях его преодоления, но и сделать что-то для того, чтобы Божие творение — окружающая нас природа, животные, растения, и весь созданный Богом мир — чувствовали не только скорбь от совершаемого нами греха, но и наше участие в жизни природы, участие, облегчающее страдания и наполняющее Божие творение полнотой бытия.