Пожертвование на строительство Никольского храма.







Быть может для многих жертвователей
участие в возрождении Никольского храма
в поселке Добринка станет началом
строительства храма в собственной душе.


Добро пожаловать на сайт Никольского храма п. Добринка Липецкой области
Липецкой епархии Добринского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата!
ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

60 ЛЕТ БЛАГОЧИННОМУ РАЙОНА И НАСТОЯТЕЛЮ ХРАМА ФОТО СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗДЕСЬ >>>

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Грехи страсти


Статья подготовлена для журнала "Липецкие епархиальные ведомости",
опубликована в №6 за 2012 год

Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия
БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
Три характеристики личного греха (Беседа 14)

В предыдущих беседах подробно говорилось о наиболее распространенных грехах. На основании святоотеческого учения были рассмотрены различные характеристики грехов, учитывая которые, каждый теперь имеет возможность объективно оценить степень поврежден­ности злом своей собственной души и составить достаточно правдивое предста­вление о том, сколько же его успело накопиться.

Святые говорят: человек, увидевший хотя бы один свой грех, блаженнее того, кто увидел ангела. Созерцатель ангелов от радости приходит в восторг, однако, остается таким же, каким и был. А человек, осознавший свой грех, приходит в ужас, начинает скорбеть о содеянном, раскаивается и в итоге становится лучше, чем был прежде.
Обычно люди стараются не замечать собственные недостатки, скрывают свои грехи, чтобы мыслью о плохом не портить себе настроение. Но бывают дни, когда, напротив, человек с особой настойчивостью выискивает в себе все дурное, вспоминает даже давно забытое, не боится горькой правды, и все это делает для того, чтобы обнаруженное зло навсегда с Божьей помощью удалить из своей жизни. Такая внутренняя работа происходит у верующих людей в дни говения, когда они начинают готовиться к Таинствам исповеди и причащения. Здесь-то и может оказаться полезным учение святых отцов о греховных страстях, чему были посвящены все наши предыдущие беседы. На исповеди мы теперь вряд ли станем ограничиваться простым перечислением содеянных ошибок, нам захочется доискаться до их первопричин. Знание важнейших характеристик греха, позволяющее наглядно увидеть, насколько же глубоко он проник в душу, отзывается в сердце тревогой и сильным желанием освободиться от греха. В совокупности это означает, что в нашей духовной жизни наступает новый этап, отличием которого становится более вдумчивое и серьезное отношение к тому, что в христианстве называется спасением.
Здесь нам весьма пригодится уже имеющийся опыт подготовки к исповеди, когда мы старательно припоминали все совершенные грехи и подробно записывали их на листок бумаги. Но теперь, перечитывая список, мы распределим его содержимое на группы в соответствии с известными нам греховными страстями.
ПЕРВЫЙ ШАГ. Нужно выявить, какими именно греховными страстями поражена душа.
Вспомните, что в описании каждой греховной страсти приводился длинный перечень ее проявлений. Давайте внимательно прочтем список записанных грехов, и если, к примеру, в нашем списке встречаются объедение, преувеличенная любовь к лакомствам, неумеренность в пище во время поста, тяга к спиртному и т.д., мы выделяем их в особую группу и пишем «чревоугодие».
Похотливые мысли, нескромное поведение с лицами другого пола, интерес к книгам, картинам, фильмам эротического содержания и прочее подобное свидетельствуют о наличии в душе греховной страсти – блудной похоти.
Ропот на свое материальное положение, недовольство размером зарплаты своей или членов семьи, отказ в помощи нуждающимся, скупость, присваивание чужого, готовность обогащения любыми способами (казино, азартные игры, спекуляция) говорят о сребролюбии.
Обидчивость, мстительность, ссоры, словесные оскорбления, драки объединяем в группу «гнев».
Безразличие к окружающим, вялость, леность, тоску, чувство безысходности, унылое настроение записываем в группу «уныние».
Любовь к нарядам, к роскоши, стремление выделиться, желание похвал, попытки привлечь внимание окружающих любыми способами происходят от тщеславия.
Зависть к чужим успехам, насмешка над недостатками других, высокомерие и надменность, непризнание своих ошибок, неспособность попросить прощения – проявления гордыни.
Распределили всю массу грехов по группам, можно увидеть, где греховных проявлений больше, где меньше. Но это еще не дает правдивой картины того, насколько сильна в нас та или иная греховная страсть. Чтобы это узнать, вспомним уроки геометрии (три оси координат) и попробуем представить грех в трехмерном измерении.

По одной оси координат расположим обнаруженные в себе греховные страсти в определенном порядке, учитывая, что избыток одной дает начало другой. А по другой оси обозначим степень углубления греха в душу человека.
ВТОРОЙ ШАГ. Выявление того, насколько глубоко бывает внедрение греховной страсти.
Берем первую группу (чревоугодие), смотрим, какие имеются проявления чревоугодия и вспоминаем, как они выразились: мелькнул ли образ, например, скоромной пищи в дни поста только в уме или он захватил чувства, или пришлось бороться с сильным желанием оскоромиться, или же пост был нарушен реальным делом (вкушением), или же к этому прибавились соблазн и совращение в грех других людей?
Подобное исследование необходимо сделать в отношении остальных греховных страстей. Степень их погруженности в душу каждой из них может оказаться различной: какую-то греховную страсть мы не пропускаем дальше мыслей или желаний, а какую-то претворяем в дело, да еще и других подбиваем совершить то же самое. Все это дает нам возможность увидеть, насколько глубоко зло в том или ином виде проникает в нашу жизнь.
Составляемый график делает наглядной (и отрадной) простую истину: дурных мыслей в нас больше, чем дурных желаний или поступков. Как хорошо, что далеко не все наши плохие желания осуществляются. Злых дел было бы намного меньше, если бы мы стали тщательней отслеживать и пресекать злые мысли.
ШАГ ТРЕТИЙ. Теперь для полной картины нам осталось выяснить степень интенсивности каждой греховной страсти: сделалась ли она привычной или превратилась в злой порок. Для этого максимально честно, призвав на помощь свою совесть, нужно вспомнить, как часто в нашей жизни проявлялась каждая греховная страсть, и, определив, к какой категории интенсивности можно ее отнести, на третьей оси координат данную категорию обозначить.
Например, если употребление спиртного за праздничным столом стало обязательным, можно говорить о греховной привычке (от которой стоит попытаться избавиться). Если без рюмки уже не обходится никакое вкушение пищи, это значит, что привычка стала пороком (пора обращаться за помощью к специалистам, пока не поздно, т.к. в одиночку своими силами с пороком не справиться). Если же мысли о выпивке и сама выпивка в одиночку или с друзьями стали постоянными, налицо превращение греховного порока в греховную страсть. А там рукой подать до адского состояния сознательного отвержения и сопротивления истине.
Завершив эту исследовательскую работу, мы получим наглядный графический образ того объема зла, который накопили в себе. Проделывая такое самоиспытание периодически, каждый сможет проследить динамику развития (или сокращения) зла в своей жизни, вовремя заметить опасные тенденции, духовные крены и перекосы, чтобы направить силы для исправления туда, где более всего зло проявляет себя.

Если сложить все параметры вместе, то можно увидеть свои грехи как большой кусок грязи (или ржавчины), все более и более заполняющий нашу душу. А ведь когда-то она у нас была совершенно чистой, не замутненной личными грехами.
Цель покаянных трудов заключается в достижении полной душевной чистоты от грехов, чтобы в очищенной от зла душе смогли беспрепятственно расти и умножаться добродетели.
Душевная чистота – важнейшее условие для наследования Царствия Небесного. Апостол Павел предупреждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).
Если же кто-нибудь скажет: «У меня ведь не весь объем души заполнен грехом, неужели Царство Божие для меня не доступно?» – такому человеку нужно понять, что оставшийся неочищенным покаянием грех превратит для него вечную жизнь в вечную муку. Помести завистника в рай, он и там найдет повод кому завидовать, а гневливый или жадный отыщет причину для недовольства.
В Библии есть пример, когда даже одного греха оказалось достаточно для гибели. У небесного бесплотного ангела (т.е. не имеющего склонности ни чревоугодию, ни к похоти, ни к другим греховным страстям) появилась в уме одна горделивая мысль: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и буду подобен Всевышнему!» Что же случилось с ним? Из светоносного ангела он превратился в мрачного диавола, низвергнутого в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:13-15).

Вот почему необходимо стремиться к полной чистоте душевной, а внимательное изучение святоотеческого опыта борьбы с грехом будет для нас надежным подспорьем.

Источник: по материалам официального сайта Липецкой и Елецкой епархии.



ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

РЕКЛАМА

Поиск

Сегодня

Завтра


Социальные сети

Следите за нами в социальных сетях!
Наши группы и страницы:

Елицы
Одноклассники
Вконтакте
Мой мир
Facebook
Google+
ЖЖ - LiveJournal
Twitter

Видео канал.
YouTube

Патриархия

Синод

Социальное служение

Внешние связи РПЦ

Аналитика!

Друзья сайта

Патриархия.

Липецкая епархия.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

Образовательный центр во имя святителя Тихона Задонского.

Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой и Елецкой епархии.

Православная гимназия "Святителя Тихона Задонского" г. Елец.

1-е Липецкое благочиние.

Православный молодежный культурный центр в г. Липецк "Экклезиаст".

Синодальный Миссионерский отдел МП РПЦ.

Отдел Образования и катехизации РПЦ.

Миссионерско-апологетический проект "К Истине".

Миссионерский отдел Пятигорской и Черкесской епархии.

Администрация Добринского района.

Добринские вести.

Воронежский городской портал 36on.ru Воронеж.

Большой Воронежский Форум.

Бухгалтерские услуги в Липецке.

Нашему сайту профессионально юридические услуги в Липецке и сопровождение один из опытных юристов Липецка оказывает лучший адвокат Липецка Невзоров Максим Юрьевич. Вас сможет защитить во всех судах г Липецка по любому делу.

Цены на бухгалтерские услуги в Липецке оказывают для ООО, ИП.

Лучшие адвокаты и юристы в Липецке оказывают юридические услуги и консультации.

Купить газосиликатные блоки Хебель в Липецке по ценам завода НЛМК.

Цены на монтаж водяного теплого поля в Липецке под ключ.

Статистика


Сейчас на сайте: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Яндекс.Метрика
.
рефераты

Форма входа

Логин:
Пароль:

Нашли ошибку на сайте?

Система Orphus

Реклама

Бегун!