Пожертвование на строительство Никольского храма.







Быть может для многих жертвователей
участие в возрождении Никольского храма
в поселке Добринка станет началом
строительства храма в собственной душе.


Добро пожаловать на сайт Никольского храма п. Добринка Липецкой области
Липецкой епархии Добринского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата!
ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

60 ЛЕТ БЛАГОЧИННОМУ РАЙОНА И НАСТОЯТЕЛЮ ХРАМА ФОТО СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗДЕСЬ >>>

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Исторический путь Воронежской епархии как история святости

Рева Константин Алексеевич
"Исторический путь Воронежской епархии как история святости"
речь на торжественном акте
Воронежской Православной Духовной Семинарии
16 сентября 2012 года

История Церкви Христовой с момента ее основания в день Пятидесятницы по сей день и во веки это тернистый путь святости в мире сем, часто «лукавом и прелюбодейном» (Мк. 8:38). Ведь именно посредством сошествия Подателя жизни и всех благ – Духа Всесвятого на апостолов Церковь начала свое земное бытие. И однажды зажженный огненными языками Духа Божия светильник святости – Апостольская Церковь горит невечерним светом, который особенно ярко виднеется во святых Божиих человецех. Обильным плодом исторического бытия Церкви можно назвать именно святых, которые достигли подлинного обожения, которое, по словам известного богослова ушедшего ХХ столетия В. Н. Лосского, и «составляет существо святости».

В этом году исполняется 330 лет со дня основания Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви. Любая знаменательная дата и в особенности дата столь значительная является важным поводом подвести некие итоги, с радостью вспомнить светлые моменты жизни и с сожалением скорбные страницы истории. Помимо упомянутой наиболее значимой круглой даты есть повод вспомнить еще два важных события в рамках этого более чем трехвекового исторического периода: 180 лет назад был прославлен в лике святых первый светильных Воронежской земли Святитель Митрофан, а также 10 лет назад установлена память Собора Воронежских святых. Именно эти, не менее значимые круглые даты, побудили нас в рамках нашего краткого выступления попытаться дать оценку историческому пути Воронежской Церкви, в свершениях важнейших ее деятелей, как уже прославленных святых, так и наиболее почитаемых подвижников благочестия.

Началом исторического бытия Воронежской епархии стало учреждение на Московском Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1681-1682 годов Воронежской епархии и избрание на вновь созданную кафедру игумена Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря Митрофана. Игумен Митрофан был известен с одной стороны как человек строгой христианской жизни настоящий молитвенник и аскет «муж истинно праведный и святой», а с другой стороны за годы управления одной из крупнейших обителей своего времени прославившийся как талантливый церковный администратор. Еще одной важной особенностью жизненного пути, сыгравшей немаловажную роль в трудах по устроению церковной жизни в Воронежском крае, стал то, что первый Воронежский епископ хороша знал обычную приходскую жизнь, будучи до пострига приходским священником.

Труды святителя Митрофана, первого епископа Воронежского по устроению церковной жизни настолько многогранны, что охватить все направления деятельности святителя в рамках небольшого выступления не представляется возможным. Воронежский первопрестольник проявлял активную заботу о благоукрашении ранее устроенных и о строительстве новых храмов, так за годы его служения на Воронежской земле общее количество храмов увеличилось на треть. Несмотря на столь значительные результаты в церковном строительстве главной заботой первого воронежского архипастыря было просвещение светом Христовой истины жителей «Дикого поля», как, и по условиям жизни и по суровости нрава местных жителей, называли до конца XVII столетия край, порученный попечению Святителя Митрофана. За более чем 20-летнее управление Воронежской епархией ему удалось с помощью неустанных трудов по назиданию, силой святых таинств и молитв, образом своей жизни, неустанным попечением особенно о благонравии местного населения и особенно пастырей церковных «всецело овладеть сердцами воронежцев».

«Замечательно, - пишет известный историк и краевед XIX века Леонид Борисович Вейнберг, - что с возникновением Воронежской епархии все реже и реже встречаются в актах местных архивов лица с нехристианскими именами, проявляется особая забота о местном населении, о благолепии храмов, о презрении калек и престарелых, о выкупе пленных, и замечается смягчение нравов…».

Вся совокупность трудов святителя Митрофана, как устроителя церковной жизни и просветителя Воронежского края, который чуть менее чем за четверть века создал полноценную крепкую епархию Русской Церкви, позволяет говорить о нем как о воистину апостоле Воронежского края. Духовное наследие и главное опыт устроения епархиальной жизни первого епископа Воронежского крайне востребованы на современном историческом этапе развития Русской Православной Церкви.

Достойным наследником и продолжателем дела строителя Воронежской Церкви святителя и чудотворца Митрофана по духовному просвещению жителей Центрального Черноземья стал святитель Тихон (Соколов) епископ Воронежский, Задонский чудотворец. Несмотря на то, что святитель Тихон управлял Воронежской епархией чуть более трех лет, он оставил о себе в Воронеже добрую память. Его неустанные труды по научению местных жителей христианскому благочестию и борьба с разнообразными суевериями существенно оздоровили духовно-нравственное состояние жителей Воронежской губернии тех лет. Особая забота Задонского чудотворца о духовном просвещении особенно ярко проявилась в попечении о нуждах Воронежской Духовной Семинарии, которая трудами святителя Тихона была существенно реорганизована и стала подлинным центром образовательным центром всего Черноземья. Так, еще при жизни святителя Тихона Воронежская семинария воспитала, ученого-энциклопедиста, первого историка-краеведа Воронежа, педагога, Евфимия Алексеевича Болховитинова в будущем знаменитого церковного иерарха митрополит Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова).

Особой страницей в истории Воронежской епархии стали те чуть более чем 15 лет, которые жил на покое первоначально в Толшевском, а затем в Задонском монастырях святитель Тихон (Соколов). Все эти годы Задонский чудотворец подвижническую жизнь монаха-аскета соединял с плодотворной творческой деятельностью духовного писателя. Именно второй Воронежский светильник, будучи истинным продолжателем святоотеческой письменной традиции и хранителем подлинно христианского образа жизни, заложил твердое основание для монашеского делания не только на Воронежской земле, но и за ее пределами. В особенности продолжателями его трудов были многочисленные Задонские подвижники.

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец внес существенный вклад в процесс становления самобытной русской богословской школы. Будучи преподавателем, первоначально Новгородской, а в дальнейшем ректором Тверской Духовной семинарии, в те годы еще архимандрит Тихон (Соколов), проявил незаурядные творческие способности. Ему удавалось мастерски переработать западные сочинения и учебники по богословию, соотнося их содержание с православным вероучением.

Многочисленные духовно-нравственные сочинения святителя Тихона, которые стали очень популярны еще при его жизни, будучи написаны на русском наречии, дали существенный импульс делу изменения языка преподавания в Духовных школах России. Именно трудами знаменитых церковных иерархов святителей Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, которые считали себя учениками святителя Тихона (Соколова), в 30-х годах XIX века официальным языком преподавания в Духовных школах становится русский, а не латынь как ранее. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что труды святителя Тихона Задонского имеют особое значение не только для Воронежского края, но и для всей Русской Православной Церкви.

Существенным этапом в истории Воронежской епархии было более чем 20-летнее пребывание на кафедре святителей Митрофана и Тихона, сомолитвенника преподобного Серафима Саровского, ученика митрополита Евгения (Болховитенова) святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского. Святитель Антоний был одним из самых талантливых церковных администраторов своего времени. Его трудами была существенно реорганизована как приходская и монастырская, так и в целом епархиальная жизнь в нашем регионе. Так, по его ходатайству было учреждено в 1841 году Острогожское викариатство. Вместе с этим святитель Антоний активно способствовал развитию духовного образования в епархии. Его трудами были открыты в 1837 году – Задонское и в 1838 году Павловское Духовные училища, к тому же за двадцать лет число студентов Воронежской семинарии, получавших полноценное духовное образование, увеличилось более чем на треть.

Именно в эти годы Воронежская семинария воспитала целую плеяду знаменитых церковных и общественных деятелей: митрополита Московского Леонтия (Лебидинского), святителя Иустина (Полянского), епископа Уфимского, поэтов А. П. Сребрянского, И. С. Никитина.

И все же главным свершением святителя Антония (Смирницкого) стало прославление в 1832 году святителя и чудотворца Митрофана, а также обретение честных мощей в 1846 году и подготовка к прославлению святителя Тихона Задонского, который был канонизирован спустя 15 лет после смерти святителя Антония. Насколько велики были труды по подготовке к прославлению святых в те годы можно судить лишь по тому, что в течении всего XVIII и XIX столетий были прославлены всего пять святых, и что особенно знаменательно, двое из которых Воронежские святители. Поэтому заслуги святителя Антония в том, что были явлены миру два великих Воронежских светильника, нельзя переоценить.

Существенный след в истории Воронежской епархии оставил уроженец Воронежской губернии, воспитанник Воронежской семинарии, в дальнейшем один из самых талантливых ее преподавателей, а с 1881 по 1887 год ректор Воронежской семинарии, церковный историк и непревзойденный агиолог, а также известный церковный иерарх архиепископ Димитрий (Самбикин). Именно трудами тогда еще простого преподавателя Воронежской семинарии была создана первая в Воронеже публичная библиотека, которая в дальнейшем была преобразована в Воронежскую областную универсальную научную библиотеку имени И. С. Никитина. Будучи ректором Воронежской семинарии он существенно упорядочил учебновоспитательный процесс и оставил после себя духовную школу способной к полноценному мирному и спокойному развитию. Так именно в эти годы Воронежскую семинарию закончили будущие нономучеников и исповедники веры Христовой: Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский), духовник Марфо-Мариинской обители милосердия архимандрит Сергий (Сребрянский), архиепископ Астраханский Митрофан (Краснополянский).

Особое место в истории нашей епархии занимает Воронежская семинария, в которой преемственно сохранились духовные традиции Воронежских святителей Митрофана, Тихона и Антония, о чем свидетельствует шестнадцать воспитанников и преподавателей, которые прославлены в лике святых. Особенно знаменательно, что два последних дореволюционных ректора Воронежской семинарии священномученик Николай Околович, протоиерей Витебский, а также архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) глубоко почитаемы, как подвижники веры и благочестия ушедшего века.

Добрая закваска Воронежских святителей дала обильный плод святости в ХХ столетии в лице целого сонма новомучеников и исповедников Воронежских. Более пятидесяти страдальцев за веру Христову прославили своими трудами, страданиями или мученической кончиной Воронежскую епархию. Особое место среди Воронежских исповедников веры занимает плеяда архипастырей-новомучеников архиепископы Воронежские Тихон (Никаноров), Петр (Зверев), и Захария (Лобов), а также почитаемый в Русской Православной Церкви Заграницей священноисповедник Владимир (Шимкович), митрополит Воронежский. Именно их трудами вера Христова была сохранена на Воронежской земле в самые тяжелые годы ХХ века.

С именем святителя Митрофана связано становление Воронежской епархии, с его же именем во многом промыслительно связано и возрождение после практически полного разорения Воронежской Церкви. Подлинное чудо, что в один из самых тяжелых периодов истории Русской Церкви в середине 1960-х годов честные мощи святителя Митрофана одними из первых были возвращены Церкви. Знаменательно, что именно после перенесения этой великой святыни в 1989 году в Покровский кафедральный собор для всенародного почитания начинается стремительное возрождение храмов. Не это ли явное свидетельство деятельного участия Воронежского первопрестольника в жизни нашей Церкви.

Вскоре после того как на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 году был явлен миру в числе новомучеников и исповедников Российских целый сонм Воронежских страдальцев за веру Христову в ХХ столетии, в 2002 году было установлено общецерквоное торжество Собора Воронежских святых.

Мысль об установлении особой соборной памяти святым Воронежского края была не нова, еще в 1899 году трудами архиепископ Димитрия (Самбикина) стала широко известна первая соборная память воронежских подвижников, в числе трех вновь прославленных в Русской Церкви святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских. Торжество в честь трех новых святителей Русских долгое время находилось в забвении. Знаменательно, что именно в этом году трудами митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия нижний храм Благовещенского кафедрального собора был освящен в честь святителей Димитрия, Митрофана и Тихона, и таким образов возрождено это важное для Русской Церкви торжество.

Установление соборной памяти всех святых в земле Воронежской просеявших является зримым свидетельством торжества Православия в нашем крае, славой нашей малой родины. Горчишное зерно святости, посеянное святителем Митрофаном, возросло на Воронежской земле в великое древо, принесшее за 330-летнюю историю обильный плод святости.

За более чем трехвековую историю Воронежской епархии были явлены миру десятки святых, жизненный путь которых, неразрывно связан с Воронежским краем. Опыт и традиции Воронежских святых – есть великий Божественный дар, сохранить и преумножить, который наш священный долг.

Список используемой литературы при написании "Исторический путь Воронежской епархии, как история святости" Ревой Константином Алексеевичем:

1. Лоссий В. Н. Искупление и обожение // По образу и подобию. – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1995. – С. 102.
2. Калинников И., свящ. Описание Макарьева Унженского Костромской епархии третьекласс-ного мужского монастыря. – М., 1835. – С. 52 // Цит. по: Сергий (Петров), археп. История Воро-нежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черно-земного края, 2011. – С.94.
3. Сергий (Петров), археп. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. – Во-ронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011. – С. 116. 4 Вейнберг Л. Б. Город Воронеж. Исторический очерк // Воронежский Юбилейный сборник в память трехсотлетия г. Воронежа. – Воронеж, 1886. Т. 1. – С. 143. // Цит. по: Сергий (Петров), ар-хеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011. – С. 116.
4. Цыпин В., прот. О канонизации святых в ХХ веке (до 1988 г.) // Канонизация святых в ХХ веке. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1999. – 256 с. – С. 12.
5. Минея-июль. Ч. 2. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 408.

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

РЕКЛАМА

Поиск

Сегодня

Завтра


Социальные сети

Следите за нами в социальных сетях!
Наши группы и страницы:

Елицы
Одноклассники
Вконтакте
Мой мир
Facebook
Google+
ЖЖ - LiveJournal
Twitter

Видео канал.
YouTube

Патриархия

Синод

Социальное служение

Внешние связи РПЦ

Аналитика!

Друзья сайта

Патриархия.

Липецкая епархия.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

Образовательный центр во имя святителя Тихона Задонского.

Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой и Елецкой епархии.

Православная гимназия "Святителя Тихона Задонского" г. Елец.

1-е Липецкое благочиние.

Православный молодежный культурный центр в г. Липецк "Экклезиаст".

Синодальный Миссионерский отдел МП РПЦ.

Отдел Образования и катехизации РПЦ.

Миссионерско-апологетический проект "К Истине".

Миссионерский отдел Пятигорской и Черкесской епархии.

Администрация Добринского района.

Добринские вести.

Воронежский городской портал 36on.ru Воронеж.

Большой Воронежский Форум.

Бухгалтерские услуги в Липецке.

Нашему сайту профессионально юридические услуги в Липецке и сопровождение один из опытных юристов Липецка оказывает лучший адвокат Липецка Невзоров Максим Юрьевич. Вас сможет защитить во всех судах г Липецка по любому делу.

Цены на бухгалтерские услуги в Липецке оказывают для ООО, ИП.

Лучшие адвокаты и юристы в Липецке оказывают юридические услуги и консультации.

Купить газосиликатные блоки Хебель в Липецке по ценам завода НЛМК.

Цены на монтаж водяного теплого поля в Липецке под ключ.

Статистика


Сейчас на сайте: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Яндекс.Метрика
.
рефераты

Форма входа

Логин:
Пароль:

Нашли ошибку на сайте?

Система Orphus

Реклама

Бегун!