История Песчанской иконы Божией Матери
Среди русских богородичных икон существует немало великих чудотворных образов, сыгравших в свое время решающую роль в исторических судьбах России. К таким избранным Богом иконам относится и Песчанский образ Пресвятой Богородицы.
Судьба святыни оказалась необычной. В годы Первой мировой войны образ, от которого зависела победа и спасение России, по непонятным причинам, был отвергнут. Повеление Божией Матери, завещанное в годы лихолетья угодником Божиим, святителем Иоасафом Белгородским, было исполнено уже в наши дни.
История Песчанской иконы восходит к 1754 г. - году обретения образа святителем Иоасафом в Воскресенской церкви г. Изюм Харьковской губернии. По преданию, святому был сон, будто он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с Младенцем, от которой исходил глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Икона из Воскресенской церкви, в действительности, находилась в полном небрежении, служа в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению образ был помещен в большой киот и поставлен в подобающее место - по левую сторону иконостаса. Ежедневно в течение нескольких дней, которые святитель Иоасаф прожил в Изюме, он посещал Воскресенскую церковь и молился перед образом Богородицы.
В 1792 году Воскресенский храм был перенесен из предместья города Замостья в более высокую местность на Пески, куда была перемещена и икона, ставшая пользоваться все большим почитанием у прихожан и окрестных жителей.
На протяжении всего XIX века было зафиксировано множество случав благодатной помощи от святого образа и чудесных исцелений. Около 1800 года, по молитвам перед иконой, произошло воскрешение сына учителя местного училища Стефана Гелевского. В семье учителя один за другим умирали дети, и когда очередь дошла до последнего сына Петра, родители, не теряя надежды на милость Божию, дали обещание отслужить молебен перед образом Божией Матери на Песках. По дороге в Вознесенский храм сын их умер. Мать хотела возвратиться назад, но отец настоял на исполнении данного обета. Никому не сказав о смерти ребенка, они во время молебна со слезами умоляли Божию Матерь стать их утешительницей. По крепкой вере родителей, после троекратного прочтения кондака «О Всепетая Мати...» бездыханное дитя вдруг вскрикнуло, что привело в ужас всех присутствующих, и прежде всего отца и мать ребенка, которые лишились чувств. Придя в себя, родители рассказали, что сын их умер дорогой, но пред иконой ожил по ходатайству Царицы Небесной. Из дальнейшей судьбы мальчика известно, что он дожил в Петербурге до преклонных лет в чине полковника.
Молва о чуде быстро распространилась среди верующего народа, и. к чудотворной иконе стало стекаться такое множество богомольцев, что священник не успевал служить молебны. То обстоятельство, что в городе молебны стали совершаться исключительно Песчанскому образу, вызвало возмущение со стороны благочинного, соборного протоиерея Иоасафа Погорлевского, который запретил их заказывать простым богомольцам. Вскоре священник заболел мучительной болезнью, заставившей его осознать свою вину и просить прощения и исцеления у Пресвятой Богородицы. Больного протоиерея принесли на простынях и положили пред Песчанской иконой. По окончании молебна Погорлевский почувствовал облегчение, а через несколько дней совершенно выздоровел. До конца жизни протоиерей благоговел перед святым образом и всем советовал обращаться к нему, как к видимому источнику благодати.
В 1830 г. в Изюме и его окрестностях началась эпидемия холеры, которая была остановлена после молебна и крестного хода с Песчанской иконой. С 1883 года вследствие прошения жителей г. Изюма торжественные крестные ходы с чудотворным Песчанским образом из села Песок в г. Изюм стали ежегодным событием, проходившим с 15 по 22 мая. Указом Св. Синода причту Вознесенской церкви было разрешено «посещать с находящеюся в оной церкви чудотворною иконою Божией Матери чужие приходы Изюмского уезда, по желанию их жителей, для служения пред этой иконой молебнов». Скорбным увенчанием этих ежегодных празднеств стал памятный крестный ход, провожавший образ в Ставку русской армии во время Первой мировой войны.
В 1914 г., в самый разгар боевых действий, некоему полковнику явился в видении святитель Иоасаф Белгородский и повелел пронести Песчанскую икону Божией Матери по всем линиям фронта. «Теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию», - сказал святитель.
Полковник добрался до Петербурга и направился в Братство Святителя Иоасафа Белгородского, деятельные члены которого протоиерей А.И.Маляревский и князь Н.Д.Жевахов поверили его взволнованному рассказу. Добившись личного распоряжения государыни Александры Феодоровны, князь Жевахов отвез икону в Ставку с целью совершения с ней крестного хода по всем фронтам.
Из Харьковского храма близ вокзала икону перенесли в специальный вагон, который на следующий день был отправлен в Могилев. «Крестный ход медленно продвигался вперед, - вспоминает очевидец событий князь Жевахов, - Густое облако молитвенных волн стояло над толпою… Невидимые нити соединяли небо и землю… Начинало смеркаться… И на фоне вечереющего полумрака это шествие чудотворной иконы Божией Матери в храм, эта необычайная процессия с высоко поднятыми хоругвями и зажженными свечами, где слезы и рыдания заглушались перезвоном церквей и хором певчих, где общее горе и страдания и затаенный страх за исход ужасной войны связали всех надеждою на помощь Матери Божией, - производило потрясающее впечатление…»
Образ Царицы Небесной пробыл в Ставке с октября по середину декабря 1915 года. Крестный ход по линии фронта, однако, так и не состоялся. Ответственные лица, от чьих распоряжений зависела его организация, не проявили духовной зоркости, и живым укором им остался тот факт, что, как вспоминает князь Н.Д. Жевахов, «во время пребывания святыни в Ставке не было не только поражений на фронте, а, наоборот, были только победы, в чем может убедиться каждый, кто проверит этот факт по телеграммам с фронта за время с 4 октября по 15 декабря 1915 года».
Еще в 1928 году князь Жевахов писал: «Но как ясно, что все беды явились следствием ослушания воли Божией, так ясно и то, что Господь простит этот грех лишь после того, когда повеление святого Иоасафа будет выполнено». Уникальный крестный ход с чудотворным Песчанским образом на самолете длиной в двадцать пять тысяч километров состоялся летом 1999 года, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Песчанский образ совершил крестный полет по всем границам России, с заоблачных высот ограждая Русь. На борту самолета, принадлежащего МЧС России, было 18 человек, священнослужителей и мирян, не считая экипажа. Все 43 часа чистого лета в воздухе под небом России непрестанно звучали Евангелие и Псалтирь, каноны и акафисты Господу и Божией Матери, всем святым, в Земле Российской просиявшим, Царю-Мученику, чья мироточивая икона также присутствовала на борту. Наказ святителя Иоасафа спустя долгие годы был выполнен и с покаянием возвращен еще один долг.
Старинные традиции, связанные с прославлением Песчанской иконы сохраняются и в наши дни. Так, с 2 по 5 октября 2008 года вокруг Харькова был проведен многотысячный крестный ход с чудотворным Песчанским образом и иконой Царя-Мученика.
История Песчанской иконы Божией Матери.