Оккультизм - злые, духи, колдуны, сатана
ОККУЛЬТИЗМ – это отступление от ХристаИнтервью опубликовано в газете "Липецкие епархиальные ведомости", №8, 2012
На вопросы о том, что такое
оккультизм и чем занятия колдовством грозят человеку, отвечает насельник
Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, кандидат
богословия иеромонах Гавриил (Мельников).
– Православный священник,
писатель иеромонах Серафим Роуз до принятия православия пробовал себя
во многих религиозных школах, интересовался различными оккультными
практиками. Однако на определенном этапе жизни он все-таки пришел к
Православию, принял крещение. Почему порой человеку необходимо получить
такой опыт, чтобы прийти ко Христу? Всегда ли такие духовные поиски
могут привести к Церкви?
– Каждый человек глубоко
уникален, и о каждом – особый замысел и промысел Бога. И зачастую трудно
понять, почему Господь ведет человека именно таким путем, почему
допускает те или иные испытания. Это тайна, которую до конца знает лишь
Господь. Наш любящий Небесный Отец ведет нас ко спасению и даже наши
ошибки и грехопадения направляет к добрым последствиям. Иногда человеку
нужно пройти ошибочными тропами, чтобы приобрести большой опыт и
разъяснить другим опасность этих путей. Господь, таким образом, может
готовить будущего пастыря или миссионера.
Один молодой человек был
наркоманом, и, чтобы исцелиться от этой страшной болезни, он некоторое
время прожил в реабилитационном центре «Исход». Это не православная, а
протестантская организация. Здесь он узнал о Христе и сердечно уверовал в
Него, стал изучать Библию, молиться, перестал принимать наркотики. Его
родители также стали посещать протестантскую общину, читать Библию,
молиться Христу. А чуть позже сын понял, что протестантизм – это
урезанное христианство и осознанно вернулся в Православие, к которому
принадлежал с детства, благодаря крещению. Под его влиянием вернулись в
Православие и родители. Протестантизм стал для этой семьи ступенькой,
ведущей к полноте Истины – к Православной Церкви. Более того, сын стал
сотрудником православного центра для реабилитации наркозависимых. Теперь
он использует свой опыт, чтобы спасать от наркомании и алкоголизма
других людей. С ним работают и другие сотрудники, которые некогда были
наркоманами, а теперь спасают людей. В православном реабилитационном
центре используется и то положительное, что можно почерпнуть из практики
протестантских центров «Исход».
Как мы видим, в некоторых случаях
человек, приобщившись к не православной общине, затем более осознанно
начинает относиться к Православию, постигает всю глубину нашей веры
через сравнение с инославным мировоззрением.
Гораздо страшнее протестантизма
оккультизм и неоязыческие секты. Человек, попав в деструктивную секту
или соприкоснувшись с оккультизмом, получает сильнейшее духовное и
психическое повреждение. Такое повреждение может оказаться уже
непоправимым и привести человека к духовной и физической гибели.
– Почему сегодня в обществе имеется большой интерес к оккультизму в целом? Почему людей тянет к такой деятельности?
– Человека привлекает все
загадочное и таинственное. Причина, думается, в нашем врожденном
тяготении к Богу. Дух человеческий ищет Бога, тоскует без общения с Ним.
Зачастую этот поиск сам человек не осознает, он все время что-то ищет,
чем-то не удовлетворен, но не понимает, что именно близости с Богом ему
не хватает. И человек начинает заполнять духовную пустоту чем может.
Одни ищут наслаждений, богатства, власти, не понимая, что все это не
удовлетворит внутреннюю тоску. Другие начинают искать общение с Богом и
духовным миром, но не всегда идут при этом правильным путем. Оккультизм
же удовлетворяет человеческие страсти. Человеку нередко хочется без
большой работы над собой, «волшебным» путем, получить особые
способности, возвыситься над простыми людьми, стать особенным, получить
власть над остальными. Здесь скрывается пагубная гордость. Стремясь к
обретению особых способностей, человек попадает в ловушку. И гордость
его ослепляет, и подводит незнание духовных основ.
Есть духи добрые – Ангелы, и есть
духи падшие, злые. Ангелы не нарушат воли Божией и не войдут с нами в
особые отношения, не сообщат нам особых способностей. Во-первых, мы
очень грешны и не достойны особой близости к святым Ангелам. Во-вторых,
мы не смиренны и особые отношения с Ангелами приведут нас к еще большей
гордыне, к превозношению над окружающими. И мы никогда не сможем увидеть
всю глубину своей испорченности, чтобы с помощью многолетнего покаяния и
борьбы с самолюбием очистить свое сердце. Ангелы поэтому не войдут с
нами в такие исключительные отношения и не сообщат сверхъестественные
силы, чтобы не причинить нам непоправимый вред. Ангелы любят и берегут
нас и поэтому, согласно воле Творца, помогают нам незаметно. Только в
исключительных случаях и ненадолго добрые духи – Ангелы Божии – могут
явно обнаруживать свое присутствие.
Вот почему, стремясь получить
тайные знания и обрести сверхъестественные способности, человек
неминуемо попадает под влияние злых духов. Злые духи – бесы – активно
включаются в общение с человеком, чтобы погубить его и через него
нанести как можно больший вред другим.
– Что такое колдовство с христианской точки зрения? Почему занятия магией считаются грехом?
– Колдовство, магия, оккультизм –
это выход на связь с миром злых духов с помощью специальных приемов.
Цель колдовства – это получение от дьявола помощи. Очевидно, что это
тяжкий грех, это отречение от Бога и союз с сатаной. Колдун, маг,
экстрасенс или парапсихолог только поначалу думает, что злые духи ему
повинуются. На самом деле очень скоро сам оказывается рабом бесов,
которые заставляют его делать все большее и большее зло окружающим
людям.
Господь строго запрещает
колдовство и другие виды оккультизма: «Не должен находиться у тебя
проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель,
ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий
мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это...» (Втор.
18:10).
– Как распознать колдуна?
Ведь зачастую он маскируется под человека, лояльного Православию,
говоря доверчивым клиентам, что он ходит в церковь, в его квартире
могут быть иконы, в своих ритуалах он может использовать святую воду и
т.п. Бывает, люди принимают таких колдунов, якобы прикрывающихся
православной верой, за праведников и чудотворцев, исцеляющих и
прорицающих по воле Божией. Как не ошибиться и отличить одно от другого?
– У нас есть православный храм,
есть и традиционная медицина. Это два законных пути к духовному и
физическому оздоровлению человека. Церковь и медицина дополняют друг
друга.
К любым же знахарям не нужно
обращаться вовсе, чтобы избежать великой беды. Многие так называемые
целители используют иконы, святую воду, православные молитвы. Они
посылают людей креститься, исповедоваться, причащаться. Но всем этим
знахари пользуются магически, они учат: сделай это действие, потом
другое действие, затем я над тобой кое-что почитаю, и все наладится.
Они не объясняют, что страдающему
человеку нужно личное обращение к Богу с горячей молитвой и покаянием.
Нужно не просто формально принять участие в церковных таинствах.
Необходимо сознательно покаяться, изменить жизнь, начать борьбу с грехом
в своей душе. Нужно стать настоящим христианином, жить в живом союзе с
Церковью и стремиться исполнять Слово Христа. И в этом случае, если
полезно больному, может произойти не только духовное оздоровление
человека, но и его физическое исцеление. Господь может все. Но самое
ценное для человека – это его нравственное возрождение, просветление
сердца Святым Духом. Зачастую именно для этого Господь и попускает
различные болезни людям, чтобы через болезнь они пришли к покаянию,
воцерковились, соединились с Богом. И даже, если исцеление тела не
произойдет, совершится главное – воскреснет душа. Но это путь трудный,
путь подвига веры, хотя и малого подвига.
Целители же предлагают за
определенную плату более простой путь. Знахари, мягко говоря, уводят от
главного – от личного соединения с Богом, от покаяния, от подлинного
христианства. Итак, они уводят душу от Бога. Но это еще не все. Знахари,
целители, экстрасенсы, уводя от Бога, обращаются за помощью к другой
силе. Очевидно, что это сила бесовская. Иконы, свечи, молитвы – это
нужно, чтобы человек доверился колдуну, это реклама. На деле, не
открывая сознательно сердце для Христа, человек добровольно открывает
себя для вселения силы антихристовой. И если Бог ждет от человека
добровольного согласия, то злые духи легко входят и через подсознание.
Человек не понимает: кто в него вошел, какова природа той силы, которая
«помогла». Но виноваты мы сами – мы же добровольно пришли полечиться к
«доброму» дедушке или «доброй» бабушке.
– Какая разница между «черной» и «белой» магией?
– Никакой разницы нет. Любая
магия имеет злую, черную, сатанинскую природу. Выражение «белая магия» –
это вновь обман, реклама, чтобы приобрести доверие людей. Мы же знаем
из Священного Писания, что «сам сатана принимает вид Ангела света, а
потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей
правды; но конец их будет по делам их»(2 Кор.11:14-15).
Нечистая сила постоянно
притворяется доброй, чтобы не отпугнуть, а привлечь людей. Часто
целители прикрывают дьявольскую природу своих способностей терминами
«космическая энергия», «биополе», «связь с космосом» и т.д.
Один мой знакомый учился у таких
целителей и сам хотел стать целителем. Он думал, что в этом нет ничего
плохого, что с помощью космической энергетики он сможет помогать людям,
делать добро. Учителя открыли ему энергетический канал, как бы некую
трубу, соединяющую его с космосом. Он достиг определенных успехов, но
оказалось, что для дальнейшего развития этих способностей нужно впустить
в себя «хозяина». В какой-то момент перед учеником предстала страшная
сатанинская морда того, кого надо было в себя впустить. Поняв в чем
дело, начинающий целитель решил отказаться от дальнейших занятий.
«Добрые» учителя, которые много говорили ему о помощи людям, о светлой
космической силе, сразу превратились в беспощадных карателей. «Ах так,
тогда мы тебе все перекроем!» Вскоре он почувствовал, что его руки и
ноги перехвачены невидимыми обручами. Было такое ощущение, что
конечности постепенно отсыхают, жизнь уходит из них.
Этот человек стал посещать
церковь, исповедоваться, причащаться. Ему стало легче. Однако
повреждение его сознания было настолько сильным, что он все равно
продолжал мыслить с помощью оккультных, псевдонаучных понятий. Разрыв с
оккультизмом, переход в Православие оказался не совсем полным, каким-то
половинчатым и нерешительным. Может быть, поэтому не произошло полного
освобождения от бесовского действия и мучительное ощущение отсыхания рук
и ног осталось. Для полного исцеления нужно пройти специальную
реабилитацию, глубоко осознать все свои заблуждения и твердо отречься от
них. Тут мало обычной исповеди, нужен специальный чин отречения от
оккультизма и присоединения к Церкви. Возможно, через несколько лет этот
страдалец полностью исцелится. Это произойдет, если он окрепнет в вере,
станет истинным христианином через исполнение заповедей Божиих и
постоянное участие в Таинствах Церкви.
Если Господь сразу исцелит
человека, повредившегося от занятий оккультизмом, то пользы для его души
может не быть. Нужно несколько лет, чтобы душа прониклась благодатью в
Церкви, чтобы Церковь стала родным домом, самым возлюбленным местом
встречи со Христом. И тогда после исцеления от духовного повреждения
человек не захочет уйти из Церкви. Он поймет, что вне Церкви жизни нет.
Вне Церкви человек тайно или явно становится игрушкой темных сил, даже
без обращения к знахарям.
Господь исцеляет духовную болезнь
человека постепенно. Нужно время, чтобы просветлеть, очистить сердце,
сродниться со Христом. Если тягостные последствия повреждения
оккультизмом быстро исчезнут, то человек-потребитель может уйти от Бога и
Церкви. «Я исцелился, мне полегчало, все хорошо, зачем мне посты,
долгие службы, подробная исповедь, молитвы, я теперь смогу жить и без
них, как все». Не окрепнув в вере, человек начинает лениться и
возвращается к прежней греховной жизни. И тогда злой демон, обитавший в
нем, возвращается вновь и приводит с собой еще семь злейших бесов, чтобы
еще более поработить этого человека. Духовное повреждение крайне
усиливается (1).
– Как еще занятия колдовством могут отразиться на человеке (и на самом колдуне, и на том, кто пользуется его услугами)?
– Мы должны понимать, что
оккультизм – не игрушки. Колдун или экстрасенс перестают быть
христианами, фактически отрекаются от Христа и вступают в союз с
сатаной, иногда они делают это сознательно. Оккультист отпадает от Бога в
язычество, а иногда и в сознательный сатанизм. Некоторые из них дают
расписку своей кровью, обещая служить сатане. И ко мне на исповедь
приходила начинающая ведьма, которая расписалась кровью под
определенными обязательствами. Она вовремя опомнилась, искренне каялась и
хотела вернуться к Богу, но обычной исповеди для нее оказалось
недостаточно. Чтобы вновь стать христианкой, она должна была пройти
специальный чин отречения от занятий оккультизмом. По благословению
правящего архиерея она поехала в Москву, в православный реабилитационный
центр под руководством игумена Анатолия Берестова. Там она вновь
принесла покаяние, сознательно отреклась от всякого сатанизма и
присоединилась к Церкви. Но впереди у нее был еще долгий путь
преодоления последствий своего повреждения. Господь прощает грех
милостиво, но повреждение души проходит далеко не сразу.
Не только знахари-экстрасенсы
впускают в себя демона, но и обращавшиеся к ним за помощью также часто
становятся бесноватыми. Бес вселяется и живет в них. Проходит в таком
состоянии много лет, и человек не знает, от чего он так часто болеет,
чувствует слабость, уныние, температурит, то одно, то другое болит. А
демон проявляет себя по-разному, меняет тактику, всячески тревожит
человека. Врачи не могут помочь. Тогда человек идет снова к «целителю»,
«бабушке», и они «помогают». Они или договариваются с нечистью, и она
временно затихает, или просто переводят беса в другого человека, в
кого-нибудь из близких родственников, кто не ходит в храм и не
причащается регулярно. Больному становится легче, но запивает его сын,
или дочь уходит в разврат, или начинает болеть жена, отец или мать.
И если человек колдует, то его родственники могут получить большой вред.
Привозили к нам в Задонск
мальчика, которого под видом его небесного покровителя – святого
Александра Невского – стал посещать некий дух. Мальчик не видел его, а
слышал как бы некий мысленный голос. Дух называл себя Александром
Невским и сообщал, что у мальчика особые способности, что их надо
развивать, и тогда он сможет лечить людей. Дух сообщил, что, конечно,
священники – люди хорошие, но они знают не все, и что под руководством
духа мальчик может узнать большее. Мальчик и родственники забеспокоились
и приехали к нам в Задонский мужской монастырь. Оказалось, что бабушка
мальчика по отцовской линии, вероятно, занимается колдовством. Папа с
мамой уже давно развелись, ребенок уже давно не общался ни с папой, ни с
бабушкой по отцу, но, по-видимому, демон от бабушки хотел по наследству
перейти к внуку и сделать его своим служителем. После наших разъяснений
ребенок понял, что под видом святого Александра Невского к нему
приходит злой дух. Мальчик исповедался, причастился, и больше никогда
посещения духа не повторялись. Семья приблизилась к Богу, и сам ребенок и
его родные стали регулярно причащаться. Мальчик стал часто читать
Иисусову молитву, а также молитвы утренние и вечерние.
Другой случай: муж и жена стали
одновременно с посещением Церкви посещать знахарей и слушаться их
советов. Знахари стали внушать мужу: твоя родная мать колдует против
тебя, твоей жены и твоего ребенка. В результате семья полностью
перестала общаться с родителями мужа, возникло страшное отчуждение. Но
это была чудовищная клевета, мать и отец мужа – прекрасные люди,
посещают храм, исповедаются, причащаются и совершенно не причастны ни к
каким темным делам. Так часто делают знахари, чтобы всех поссорить,
возбудить недоверие, подозрение, ненависть. Они говорят: «Этот тебе
сделал, тот тебе наколдовал», – чтобы человек видел причину своих бед
не в своих грехах и недостатках, а рисовал себе образ врага и предавался
ненависти, а значит, удалялся от Бога.
Часто колдуны применяют и другую
тактику и говорят: «Сходи покрестись, исповедуйся, причастись, а потом
приходи ко мне». Это делается не только с целью рекламы, но, вероятно,
чтобы только что очистившегося человека отнять у Бога и этим еще более
угодить сатане. Некрещеный и так далек от Бога, а вот крещеного увести
во власть дьявола – это удача для колдуна, он рассчитывает получить за
это большую помощь от демонов.
– Как человеку,
практикующему колдовство или воспользовавшемуся услугами мага,
экстрасенса, очистить свою душу, избавиться от этого духовного недуга?
– Мы уже затрагивали сегодня эту
тему. Маг или экстрасенс не просто получают повреждение, но фактически
перестают быть христианами, становятся отступниками. Их клиенты либо
получают сильнейшее дьявольское воздействие, либо также отпадают от
христианства. Все это сопровождается повреждением сознания. Таинства
Исповеди для возвращения их в Церковь недостаточно. С такими людьми
нужно проводить серьезную духовную работу. Специально подготовленный
священник должен раскрыть перед этими людьми всю глубину их отступления
от Христа, ибо это отступление не всегда ими осознается. Каждое их
заблуждение должно быть ими осознано и сознательно отвергнуто по всем
пунктам. Чтобы вернуться в Церковь, духовно поврежденным людям нужно
пройти специальный чин отречения от занятий оккультизмом с последующим
присоединением к Церкви. Есть несколько разных видов чина отречения и
чина присоединения. Чтобы действительно помочь людям, попавшим во власть
сатаны, нужно выбрать правильный способ присоединения, грамотно
провести чин отречения. Поэтому лучше обращаться в специальные
православные центры, где всерьез этим занимаются. Наиболее авторитетный
из таких центров – это Душепопечительский Православный Центр святого
праведного Иоанна Кронштадтского. Центр находится в Москве, руководит
работой центра игумен Анатолий Берестов (2).
– Можно ли вообще заколдовать человека? Навести порчу, сглазить и т. д.? Если да, то как можно этого избежать, защититься?
– Человек, который живет во
грехе, удаляется от Бога. И поэтому колдун может без особого труда
навести на него порчу, сглаз и т. п. Более того, если человек не состоит
в живом союзе с Церковью, он и без всякого колдуна в большей или
меньшей степени попадает под власть темных сил. Старец Паисий Афонский
говорил примерно так: «Если человек долго не исповедуется, то он
получает сильнейшее дьявольское воздействие». Из жития святого Макария
Великого мы узнаем о женщине, которая была заколдована по зависти. И это
стало возможно только потому, что она пять недель не причащалась и
таким образом удалилась от Бога, хотя и жила нравственно. С другой
стороны, бес может войти в человека за безнравственный поступок,
например, за потерю девственности до брака, за супружескую измену, за
пьянство и т. д.
Поэтому единственный способ
защититься от темных сил – быть настоящим христианином, то есть жить по
заповедям Евангелия в живом союзе с Православной Церковью. Минимум раз в
месяц нужно серьезно готовиться, откровенно каяться в грехах на
исповеди и причащаться. Нужно стараться любить Бога и ближних, не
осуждать, прощать обиды, терпеть все скорбное с благодарением Господу.
Господь не требует от нас моментально стать святыми. Но Он обязательно
увидит наше старание жить по-христиански и не даст нас в обиду. Если Бог
за нас, то сатана ничем не сможет повредить нам. В сравнении с Богом,
сатана – ничтожество, он ничего не может сделать, если Господь не
позволит ему. Только добровольно удаляясь от Бога, мы попадаем во власть
тьмы. Да сохранит всех нас Господь от всякого зла!
(1) «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12:43-45).
(2) Узнать о центре можно на сайте: http://www.dp-c.ru/; телефон: (495) 676-67-63; адрес: 109044, г. Москва, Крутицкое Патриаршее Подворье, ул. Крутицкая, 17, строение 5.
Источник: материал взят с официального сайта Липецкой и Елецкой епархии.