Павловка - храм Покрова Пресвятой Богородицы
Раздел сайта: Храмы Добринского района.
Покровский храм в селе Павловка Добринского района.
Правительство московского царя Ивана IV Грозного настоятельно осваивало «дикое поле», и, в частности, добринские черноземные степи, дабы обезопасить южные границы Русского государства. Заселение этих территорий не только поощрялось, но и вменялось в обязанность ряду государственных чиновников. Так, приближенный царя, его правая рука, печально известный опричник Малюта Скуратов получил в подарок почти 4000 десятин земли. Подарок приезжал осматривать сам Малюта. Ему понравилась бескрайняя целинная степь, поросшая ковылем, перелески со строевым лесом, заболоченные озера с обильной рыбой, обрамленные зарослями плодово-ягодного кустарника. Новый хозяин переселил из своей московской вотчины в село Кучугурово несколько десятков семей крепостных. Сюда же приехали скуратовские мужики из сел бывшего Брянского уезда и других мест. Помимо заселения добринских земель, Малюте приходилось не только отражать набеги татар из «дикого поля», но и защищать людей, купцов от нападений многочисленных разбойничьих шаек.
После 1770 года Павловка была вновь заселена родом Скуратовых на земле, приобретенной в Межевой канцелярии. В 1782 году имела 13 дворов и называлась Скуратовкой. Позже село было известно как Павловское (Скуратово).
В 1806 году на средства помещика Михаила Скуратова была выстроена каменная тёплая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX века были пристроены южный и северный приделы.
Официальное описание церкви: Здание включает основной объем храма с квадратной в плане со срезанными углами апсидой, перекрытый кубическим световым барабаном, прямоугольную в плане трапезную с двумя приделами и двухъярусную колокольню, к первому ярусу которой с запада примыкает прямоугольный в плане притвор. Световой барабан перекрыт четырехгранным куполом со срезанными углами с малым глухим барабаном главки. Квадратную в плане колокольню венчает шпиль. Световой барабан обработан по углам филенчатыми пилястрами и прорезан лучковыми окнами, вписанными в полуциркульные ниши, обрамленные профилированными архивольтами. Карнизы светового барабана и апсиды раскрепованы. Значительный интерес представляют композиции оконных проемов апсиды и участков восточного фасада церкви к северу и югу от алтарной части. В плоскую прямоугольную нишу вписана еще одна (стрельчатой формы), в нижней части которой прорезан прямоугольный оконный проем (частично заложенный), в верхней тразмещена доска стрельчатого силуэта. Северный и южный фасады, увенчанные фронтонами, оформлены четырех-пилястровыми профилированными аркадами, в которые вписаны дверные проемы (по центру) и узкие боковые (по бокам). Венчающие аркаду архивольты профилированные, как и архивольты прямоугольных оконных проемов северного и южного фасадов трапезной, обработанных рустованными лопатками. Здание – интересный памятник культового зодчества начала XIX в., в архитектурном декоре которого сочетаются стилевые формы классицизма, русской псевдоготики и классицизирующей эклектики. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.
Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика.
По данным 1876 года Покровская церковь была главной, а приписной к ней была Николаевская церковь в с. Чуевке (позже вошла в состав нынешнего села Добринки). Настоятелем служил священник Стефан Антонович Германов, помощником — священник Гавриил Климович Любвин, церковным старостой — временнообязанный крестьянин Гусев.
По данным 1893 года священником служил Александр Максимович Климентов, 41 года, рукоположен 16 сентября 1881 года, диаконом – Василий Ермолович Липовский, 23 лет, окончил курс семинарии, рукоположен 24 марта 1891 года, псаломщиком – Пётр Иванович Лукин, 24 лет, из 2 класса семинарии, определён в 1890 году, а помогал ему Евгений Алексеев из школы пения.
Последним священником был Виноградов Пётр Васильевич, 1875 г.р., уроженец с. Средняя Лукавка Грязинского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 25.12.1937 по ст. 58-10-1 приговорен к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 18.04.1989.
Вместе с ним был репрессирован и Солодков Пётр Андреевич, 1881 г.р., уроженец и житель села Павловка Добринского района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 09.01.1938 по ст. 58-10-1 приговорен к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 10.04.1989.
10 сентября 1976 г. в Троицком соборе г. Задонска епископом Ювеналием был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Покровской церкви тогда ещё никому неизвестный выпускник Одесской Духовной семинарии, всего за день до этого рукоположенный в сан иерея, Николай (в миру Васин Николай Иванович). И своё служение будущий Епископ Липецкий и Елецкий Никон начал именно в Покровской церкви села Павловки. 14 лет (с 1976 по 1990 годы) длилось настоятельство. Всё это время происходило духовное становление будущего архиерея под мудрым руководством одного из Глинских старцев – отца Виталия (схиархимандрита Виталия), который жил в городе Тбилиси. Вот как вспоминает об отце Виталии сам Епископ Никон:
«Моя встреча с отцом Виталием произошла в 1972 году. Я тогда узнал, что в селе Бурдино идут работы по восстановлению храма и поехал туда потрудиться. Клал печи, штукатурил ограду, колокольню. Многие тогда стремились помочь благому делу, несмотря на то, что власти всячески пытались ему воспрепятствовать.
В 1973 году отец Виталий благословил меня поступать в Московскую Духовную Семинарию, но я не прошел по конкурсу. Приезжаю я в сентябре в Бурдино с такой мыслью, что быть мне всю жизнь печником. Там как раз находился в это время отец Виталий с матерью Марией. Узнав о моей неудаче, он сделал огромную восковую свечу в руку толщиной, возжег ее в алтаре и целую ночь молился. Прошел месяц, уже начались занятия, и вдруг неожиданно получаю телеграмму из Одесской Духовной Семинарии о моем зачислении. Как оказалось, секретарь Московской Семинарии отослал мои документы в Одессу, и оттуда мне пришел вызов. Я со слезами благодарил Батюшку. Отец Виталий сам провожал меня до аэропорта. Перед тем, как я сел в самолет, он показал мне на Небо и сказал: «Не забудь!» Это чтобы я никогда не забывал Бога. У меня и сейчас перед глазами тот полигон, трава, цветы и отец Виталий. Самолет готовится к взлету, а он бежит вслед и машет мне рукой.
После окончания семинарии я часто летал в Тбилиси. Придешь под благословение к владыке Зиновию, и он сразу отправляет к отцу Виталию. У него я исповедовался, получал наставления и утешался общением.
Батюшка, встречая священников, умывал им ноги, как Иисус Христос своим ученикам. Я старался первым помыть ему ноги, но он всегда останавливал: «Слушай, что тебе говорят».
Отец Виталий заложил очень многое в мою жизнь. Все это запечатлелось: и как он обращался с людьми, и как принимал, как поучал. Он говорил все то, что казалось нам известным, приводил примеры из тех же книг и патериков, которые мы читали, но мы очень внимательно его слушали — каждый из нас думал: «Может быть, Батюшка читает это именно для меня, для моего спасения». Как-то я был в Свято-Троице-Сергиевой Лавре и там исповедовался у старца. Потом приезжаю к отцу Виталию, а он готовится меня вновь исповедовать. Я говорю ему, что недавно уже исповедовался в Лавре, а он мне: «Ну и что, что ты исповедовался». И я понял, что Батюшка отвечал за меня и за все мои действия; и где бы я ни исповедовался, я должен был обязательно все ему открывать, всю мою жизнь.
Однажды, через одну нашу болящую псаломщицу, бес стал мне подсказывать помысел воевать с ним: «Почему ты с нами не борешься? Почему меня отсюда не выгонишь?» и прочее. Я приехал с этим к Батюшке, а он говорит: «А ты не слушай бесов. У нас борьба идет с нашими страстями, а с демонами сам Господь борется».
У отца Виталия было обыкновение ничего не выбрасывать — он собирал все бумажки и каждой находил свое применение. Когда я выкидывал в корзину использованный авиабилет, он поднимал, разглаживал его и говорил: «А это я в письме отошлю». Он знал, кому... Когда кто-то получал от него в письме билет, это означало, что нужно лететь к Батюшке. Мне он как-то раз прислал старый железнодорожный билет за май. И с тех пор каждый май — я жду — мне всегда приходится куда-нибудь уезжать.
Однажды я получил от Батюшки открытку с изображением Божией Матери — большой Панагии. То, что я буду архиереем, он предсказал за 15 лет до моей хиротонии.
В течение 20-ти лет, что я знал отца Виталия, я бывал у него почти каждый месяц. По его благословению брал людей в храм, по его благословению делал постройки, по его благословению начал писать иконы. Как-то раз отец Виталий приехал ко мне на приход. Произошло это, можно сказать, чудесным образом. Ехал Батюшка с матерью Марией в село Панино Липецкой области к знакомому священнику, а вместо этого таксист привез их в село Павловка, где служил я. Подъезжает машина —> глазам не верю: мать Мария выходит с отцом Виталием.
Обошли вокруг храма с благодарственной песнью «Тебе Бога хвалим», и я тут же к отцу Виталию: «Батюшка, благословите, где мне колодец копать». Он показал: «Вот тут». Выкопали мы колодец с правой стороны храма, и оттуда сразу живо пошла вода. Вода эта особая, очень вкусная, за ней и сейчас приезжают на машинах с бидонами. Так осталось в селе наследие от Батюшки — святой колодец. В один из своих приездов к Батюшке я предложил ему обменяться шапками. Он только покачал головой: «Вот раб Божий!» Тогда мать Мария стала его просить: «Отец Виталий, ну дай Никону шапку. Что тебе, жалко?» Он опять: «Вот раб Божий!» — и не дает. Но мать Мария все-таки уговорила его. Сейчас эта шапка у меня, и если надеть ее, когда болит голова, боль проходит. А бесноватые, надев эту шапку, начинают кричать — не выдерживают благодати. В 1989 году, когда я был еще на приходе, Владыка предложил мне организовать Алексеево-Акатов женский монастырь в Воронеже. Я еду к Батюшке. Он говорит: «Как Владыка благословил, так и делай». Со мной была мать Анна. Она обратилась к отцу Виталию: «Батюшка, а благословите меня с отцом Никоном ехать в Воронеж».
Он спрашивает:
— В Задонск?
— Нет, Батюшка, он в Воронеж едет.
— А я думал, в Задонск. Ну, Бог благословит.
Он уже знал, что через несколько месяцев я буду наместником Задонского Богородицкого мужского монастыря.
Отец Виталий благословил меня совершать монашеские постриги. И владыка Зиновий перед смертью сказал: «Отец Никон, утешай людей, постригай». Так милостью Божией и по благословению старцев устрояется наша монастырская жизнь, растет число братии. В трудные минуты я и сейчас чувствую их поддержку и молитвенную помощь, их близость и участие».
в настоящее время настоятелем Покровского храма с. Павловка является протоиерей Дмитрий Корнеев
тел. 8(47462) 48-3-24
Село Павловка Липецкой области.
Панорама 360 градусов