Пожертвование на строительство Никольского храма.







Быть может для многих жертвователей
участие в возрождении Никольского храма
в поселке Добринка станет началом
строительства храма в собственной душе.


Добро пожаловать на сайт Никольского храма п. Добринка Липецкой области
Липецкой епархии Добринского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата!
ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

60 ЛЕТ БЛАГОЧИННОМУ РАЙОНА И НАСТОЯТЕЛЮ ХРАМА ФОТО СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗДЕСЬ >>>

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный - изображение лика Иисуса Христа.
29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь плата, на которым отобразился Лик Спасителя -- Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью. Многие современники резко критиковали ее за неканоничность.

Согласно преданию, первым изображением Спасителя был нерукотворный образ. Однажды Христос умыл лицо и отер его чистым полотенцем, лик Его чудесным образом отпечатался на ткани. На Западе была распространена легенда о плате святой Вероники, на котором запечатлелся образ страдающего Господа: сердобольная женщина отерла Его лик своим платком, когда Христос нес крест на Голгофу. Но и в том, и в другом случае Лик, нерукотворно проступивший на ткани, символизировал для Церкви тайну Боговоплощения. Не случайно на это чудо ссылались защитники иконопочитания, утверждавшие икону как зримое доказательство веры в Бога, ставшего ради нашего спасения Человеком.

Образ Иисуса Христа.

Господь и великий Спаситель наш Иисус Христос во время земной жизни совершил по Своей благости множество чудес, о которых нам рассказывают Святые Евангелия, слава о Нем распространилась повсюду. Рассказы об этих удивительных событиях дошли и до Абгара, царя Эдессы. Тогда правитель выразил желание отправиться в Иерусалим и увидеть Иисуса своими глазами. Однако он не смог осуществить свое намерение, так как ему помешала неизлечимая болезнь. Черная проказа распространялась по его телу, пожирая плоть, кроме того он уже год страдал от коварного артрита. Проказа сделала его безобразным, что очень угнетало его, артрит же причинял царю невыносимую острую боль. Поэтому этот несчастный закрылся дома, так что его подданные не могли ни приблизиться к нему, ни увидеть его.

В дни Святых Страстей Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Абгар написал Ему письмо и отправил его с человеком по имени Ананий. Кроме того он дал посланнику устный приказ сделать портрет Христа, с точностью передав его рост, цвет волос и лица и все другие Его черты, и принести ему этот Образ. Ведь Ананий прекрасно владел искусством живописи. В послании Абгара говорилось следующее:

«От Абгара, правителя города Эдессы к Иисусу Спасителю, благому целителю, явившемуся в Иерусалиме.

Приветствую Тебя. Я слышал о Тебе и Твоих исцелениях, которые Ты совершал без применения лекарств. Как говорят, Ты помогаешь слепцам прозреть, хромым начать ходить, прокаженным очиститься, Ты изгоняешь демонов и нечистых духов, избавляешь страждущих от многолетних болезней, мертвых воскресаешь. Так и я, услышав об этих событиях и о Тебе, пришел к выводу, что имеет место одно из двух: совершая таких чудеса, Ты можешь быть либо Сыном Божиим, либо самим Богом. И этим письмом я прошу Тебя оказать мне милость и прийти ко мне, чтобы исцелить мучащие меня недуги, после чего остаться со мной, ведь, насколько мне известно, иудеи клевещут на Тебя и намереваются совершить зло по отношению к Тебе. Заверяю Тебя, что мой город, хотя и совсем небольшой, но тихий и простой, и его будет достаточно нам обоим, чтобы жить в мире».

Ананий взял письмо Абгара и отправился в Иерусалим. Здесь он нашел Господа и отдал Ему послание. Передав письмо, Ананий направил на Господа свой пристальный взгляд и принялся рассматривать Его с большим вниманием и тщательностью. Поскольку он не мог приблизиться к Иисусу из-за собравшейся рядом с Ним толпы, Ананий поднялся на выступающий из земли камень, сел на него и, внимательно смотря на Иисуса, начал изображать Его лицо на доске. Однако, несмотря на все его старания и художественный талант, он не смог передать черты Иисуса, так как лицо Его представлялось в ином облике всякий раз, когда Ананий смотрел на Него. И, конечно, Господь, знающий все тайные мысли и желания людей, понял намерения Анании и показал ему это.

После этого Иисус попросил воды, чтобы умыться. Когда Он умылся, Ему дали сложенную вчетверо материю, которой Он отер Свой Божественный лик. И случилось чудо. На ткани остался отпечаток Божественного лица. Ткань со Своим портретом Иисус передал Анании со словами: «Отдай это тому, кто тебя послал». Затем Он написал Абгару письмо следующего содержания:

«Ты блажен, Абгар, что, не видев, уверовал в Меня. Ибо написано, что видевшие Меня не верят, чтобы уверовали те, кто не видели Меня и обрели жизнь. Что же касается твоего предложения прийти в твой город, Я сообщаю тебе, что Мне необходимо завершить все дела, для которых Я был послан в этот мир. А закончив их, Я вернусь к Отцу, пославшему Меня на землю. Однако после Моего Вознесения, Я отправлю к тебе Своего ученика Фаддея, который исцелит твои болезни и подарит вечную и мирную жизнь тебе и твоим близким, и защитит твой город, чтобы ни один враг не смог захватить его».

В конце письма Господь поставил семь печатей, имеющих изображения еврейских букв, которые в переводе на греческий составляют фразу: «Θεού θέα θείον θαύμα» («Облик Бога есть Божественное чудо»).

Абгар с большой радостью встретил Анания и, с верою припав и поклонившись пречистому Образу Христа, в сию же секунду исцелился от своей болезни. Лишь на лбу его остались следы проказы. После спасительных Страстей Господа и Его Вознесения на Небеса в Эдессу прибыл Апостол Фаддей, который окрестил Абгара и всех его подданных во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. После этого Абгар, выйдя из освященной воды, очистился и от тех незначительных следов болезни, которые остались у него на лбу.

С тех самых пор Абгар всячески почитал святое изображение облика Господа. Однако он пожелал, чтобы и другие люди имели возможность ему поклониться. По этой причине ко всем своим благим деяниям он добавил следующее.

В античные времена один грек, уважаемый гражданин города Эдессы, воздвиг свою статую перед центральными воротами города. Таким образом, каждый человек, входящий в город должен был сначала поклониться этой статуе, выразив тем самым свое почтение, а потом уже заходить в город.

Эту нечестивую статую Абгар разрушил, поставив на ее место Нерукотворный Образ Бога и Спасителя нашего, снабдив Его украшенной табличкой с надписью: «Христе Боже, всякий, надеющийся на Тебя, никогда не разуверится в Тебе». Затем он издал закон, согласно которому, каждый входящий в город через центральные врата должен был сначала выразить необходимое почтение и поклониться Чудотворному Честному Образу Христа, и лишь после этого продолжать путь. Этот благочестивый указ Абгара продолжал действовать до конца его жизни и жизни его сына. Однако      впоследствии он был упразднен его внуком, который, получив власть над городом, отказался от веры в Христа и вернулся к идолопоклонству. Он решил снова воздвигнуть демоническую статую и сокрушить образ Христа.

Это намерение правителя чудесным образом открылось епископу города, который предпринял необходимые меры. Над воротами города находилось небольшое углубление, и епископ поместил Образ туда, зажег перед ним лампаду и закрыл каменной плитой. С наружной стороны он заложил это место кирпичом, и стена стала казаться ровной.



Поскольку Святой Образ исчез, нечестивый правитель не претворил в жизнь свой гнусный замысел. По прошествии многих лет жители города забыли, в каком месте был спрятан Святой Образ.

Когда персидский царь Хосров, захватив и разграбив города Азии, дошел до Эдессы, он решил во что бы то ни стало завладеть этим городом. Это событие повергло в страх жителей Эдессы. Однако, несмотря на это, они не впали в отчаяние, а обратились к Богу, прося Его со слезами о спасении. Вскоре их молитва была услышана. Однажды ночью епископу Евлавию явилась величественная женщина и сказала: «Найди Святой Нерукотворный Образ Спасителя, спрятанный над воротами города, – она указала ему точное место, – и все разрешится благополучно».

После этого видения и повеления Евлавий поспешил к указанному месту и, о чудо, над воротами он обнаружил Святую Икону. Она осталась невредимой, фитиль лампады продолжал гореть даже по прошествии стольких лет. И более того, случилось еще одно чудо: на защищавшей Икону плите, помещенной перед лампадой, с точностью отпечаталась копия Нерукотворного Образа Христа. Жители города, увидевшие Нерукотворную Икону и ее точную, также Нерукотворную, копию, которые им показал епископ Евлавий, исполнились необычайной радости и благоговения.

Затем Евлавий взял в руки Икону и, служа литанию, исполняя благодарственные песнопения и совершая молитвы к Богу, дошел до той части города, где персы копали ров. Были слышны звуки копательных орудий. Как только жители города приблизились к персам, епископ Евлавий окропил маслом из лампады Нерукотворной Иконы приготовленные доски, после чего они тут же загорелись. Пламя погубило всех находящихся рядом персов. Другое пламя, которое враги разожгли за городскими стенами, обратилось против них, едва епископ Евлавий приблизился к ним со Святым Образом. Неожиданно подул сильный ветер по направлению из города, обратив огромные языки пламени на персов. Таким образом, враги понесли большие потери, чем те, которые, как они надеялись, могли понести жители Эдессы, и, не добившись успеха, были вынуждены отступить.

Поскольку все самые значительные и ценные реликвии хранились в Царице городов Константинополе, по воле Господа здесь оказалась и эта Великая Честная Икона. Император Роман предпринял множество усилий, чтобы обогатить столицу этим драгоценным сокровищем. Несколько раз он отправлял в Эдессу послов, прося отдать ему это изображение Христа. С этой целью император одарил эмира двенадцатью тысячами серебряных монет, освободил двести пленных сарацинов и обещал, что впредь византийские войска не будут угрожать этим землям. И конечно, после этих даров Романа его прошение было удовлетворено.

Когда эмир поддался на уговоры отдать Роману Нерукотворную Икону, епископы Самосаты и Эдессы вместе с другими благочестивыми христианами забрали Святой Образ вместе с письмом, которое Христос написал Абгару, и направились в Константинополь. По дороге свершилось множество чудес. Когда путники прибыли в фему Оптиматы в храм Богородицы, туда стали с верой стекаться множество болящих, страдающих от различных недугов, и, в конце концов, все они получили исцеление. Там оказался и один человек, одержимый бесом, который изрек пророческие слова: «Наслаждайся, Константинополь, славой, честью и радостью, а ты, багрянородный, наслаждайся своим царствованием». Затем этот несчастный был освобожден от мучившего его демона.

В год 6452 от сотворения мира и в 944 от Рождества Христова 15 августа епископы со Святым Нерукотворным Образом, наконец, достигли Константинополя. Они незамедлительно направились в храм Богородицы во Влахернах, где их радостно встретили и поклонились Нерукотворной Иконе Господа императоры, правители и народ. На следующий день, 16 августа, после поклонения иконе Патриарх Феофилакт, новые императоры (престарелый император Роман I был болен и не смог присутствовать) вместе со всеми членами сената и прихожанами константинопольских церквей с должными почестями донесли Святой Образ до Золотых Ворот. Затем с пением, молитвами, тысячами зажженных лампад и свечей они принесли Образ в прославленный храм святой Софии, Премудрости Божией. Совершив соответствующую службу, процессия направилась в императорские палаты, а оттуда в церковь Богородицы в Фаросе, где они и оставили Честную Святую Икону Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа во славу христиан, защиту императоров, в покровительство городу и в мир и благоденствие прихожан.

Спас Нерукотворный

Нерукотворный образ всегда был одним из самых почитаемых и популярных. Его изображали и на ткани, и на чрепии (черепице), и на золотом фоне. Писали на иконах и стенах храмов, на священных сосудах и на боевых знаменах, писали красками, выкладывали мозаикой, вырезали на камне и дереве, вышивали на плащаницах и отливали в бронзе. Многие изображения Нерукотворного Лика почитались чудотворными.

При этом никто обычно не искал в иконах портретного сходства с Самим Спасителем. Средневековое искусство было символическим, и его язык был глубоко условным. Но в XVII веке в церковном искусстве появляется тяга к реализму, и условность традиционной иконописи уже не удовлетворяет изографов. Одним из тех, кто стал раздвигать рамки иконописного канона и искать новых средств выражения, был Симон Ушаков (1626–1686), мастер Государевой Оружейной палаты.

Одним из излюбленных им образов был как раз «Нерукотворный Спас», как в русской традиции называли Нерукотворный образ Спасителя. Можно сказать, что в творчестве Ушакова этот образ стал программным. Мастер неоднократно повторял его с различными модификациями, добавляя те или иные детали и надписи. Образ, оставленный на убрусе Самим Господом, Ушаков хотел передать как можно более точно. Он использует живописный язык, существенно отличающийся от древнерусского иконного письма, но близкий к западной традиции, на которую в XVII веке начинают равняться русские изографы.

Образ Спасителя, исполненный Симоном Ушаковым в 1658 г., предельно конкретен. Плат, на котором проступает Лик, написан с иллюзорной осязательностью: объемные складки, узлы в углах, орнамент на ткани — все тщательно выписано. На ткани надпись на греческом языке: "Агиос Мандилион" и ниже: "Святой Убрус" (др.рус. плат). Золотой нимб точно повторяет контур головы Христа, как бы подчеркивая естественность свечения. Волосы, тщательно причесанные и слегка распушенные, ложатся мягкими прядями симметрично — по две с каждой стороны. Лик написан объемно, со светотеневой моделировкой, сообразуясь с законами освещения, словно свет падает на лицо извне. Анатомически правильное построение Лика Ушаков усиливает тщательно выписанными глазами, с ресницами, темными зрачками и бликами в уголках глаз, что создает эффект влажности. Взгляд спокойный, немного отрешенный, Христос смотрит не прямо, а чуть в сторону.

Спаситель на иконе Ушакова очень человечен, Он не грозен, но милостив, в Его мудром спокойном взоре чувствуется внутренняя сила.

Симон Ушаков был сторонником так называемого «живоподобия», от слов «писать яко живо». Но он использовал законы реалистической живописи не ради «красивости» изображаемого, а для того чтобы усилить внутреннее, эмоциональное воздействие образа Христа на верующего. Сторонники традиционной иконописи, в основном это были старообрядцы, подвергали Симона Ушакова жесткой критике за подражание еретическому Западу.

Протопоп Аввакум, страстно защищавший старую «отеческую» веру от «чуждых немецких обычаев», считал, что Ушаков богохульствовал, изображая Христа в столь конкретно-человеческом образе. «Не подобает правоверному и глядеть много, не токмо кланятися таким неподобным образам», — восклицал Аввакум. Сами старообрядцы писали иконы с древних образцов, на которых лики были крайне условны и далеки от земной человеческой красоты. К тому же древние иконы были к этому времени сильно потемневшими, а порой и вовсе черными, поскольку олифа имеет обыкновение темнеть от времени, копоти и пыли.

А Симон Ушаков стремился создавать живопись ясную, светлую, ибо помнил, что Бог есть Свет, а икона есть окно в мир Божьего Царства, в котором нет уныния и печали. Ему казались тесными рамки канона, и он создавал свой собственный стиль. При этом за человеческим образом Христа он видит и Его божественную ипостась, и потому помещает в нимбе Христа греческие буквы όωN, что значит «Сущий» (обозначение в иконографии Единосущие Сына и Отца).

Просто в переломном XVII столетии русская культура встала перед вопросом: «Что есть человек?» и лучшие умы, к которым без сомнения принадлежал Симон Ушаков, искала ответ на этот вопрос, внимательно вглядываясь в лик Христа.

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

РЕКЛАМА

Поиск

Сегодня

Завтра


Социальные сети

Следите за нами в социальных сетях!
Наши группы и страницы:

Елицы
Одноклассники
Вконтакте
Мой мир
Facebook
Google+
ЖЖ - LiveJournal
Twitter

Видео канал.
YouTube

Патриархия

Синод

Социальное служение

Внешние связи РПЦ

Аналитика!

Друзья сайта

Патриархия.

Липецкая епархия.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

Образовательный центр во имя святителя Тихона Задонского.

Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой и Елецкой епархии.

Православная гимназия "Святителя Тихона Задонского" г. Елец.

1-е Липецкое благочиние.

Православный молодежный культурный центр в г. Липецк "Экклезиаст".

Синодальный Миссионерский отдел МП РПЦ.

Отдел Образования и катехизации РПЦ.

Миссионерско-апологетический проект "К Истине".

Миссионерский отдел Пятигорской и Черкесской епархии.

Администрация Добринского района.

Добринские вести.

Воронежский городской портал 36on.ru Воронеж.

Большой Воронежский Форум.

Бухгалтерские услуги в Липецке.

Нашему сайту профессионально юридические услуги в Липецке и сопровождение один из опытных юристов Липецка оказывает лучший адвокат Липецка Невзоров Максим Юрьевич. Вас сможет защитить во всех судах г Липецка по любому делу.

Цены на бухгалтерские услуги в Липецке оказывают для ООО, ИП.

Лучшие адвокаты и юристы в Липецке оказывают юридические услуги и консультации.

Купить газосиликатные блоки Хебель в Липецке по ценам завода НЛМК.

Цены на монтаж водяного теплого поля в Липецке под ключ.

Статистика


Сейчас на сайте: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Яндекс.Метрика
.
рефераты

Форма входа

Логин:
Пароль:

Нашли ошибку на сайте?

Система Orphus

Реклама

Бегун!