Таинство Крещения
Как проходит само Таинство Крещения
По уставу Церкви Крещение должно совершаться через троекратное, полное погружение в воду. Святейший Патриарх Алексий II неоднократно требовал от священников исполнения этого правила. Так что креститься надо в том храме, где есть взрослая купель. Постарайся узнать об этом заранее. В деревнях летом крестят в открытых водоемах. Это так же апостольская практика. Но если ситуация такова, что полное погружение невозможно, (например, в армии, в тюрьме, в больнице, в пустыне, при резкой нехватке воды), тогда допустимо и вполне действительно, и обливательное крещение. При этом надо просить, чтобы было облито все тело, а, в крайнем случае, голова.
Многие священники перед таинством Крещения сначала исповедуют человека. Если в вашем храме есть этот замечательный обычай, то не надо стесняйся этого, а искренно раскаяться во всех грехах своих. Если же этого обычая пока еще здесь нет, то, не смущаясь, когда настанет время отрекаться от сатаны и всех дел его, должно отказаться и от своих беззаконий.
Порядок таинства таков. Сперва священник читает молитву, нарекающую тебе христианское имя. При Крещении можно поменять себе имя, даже если оно есть в святцах, как знак перемены жизни, но это совершенно не обязательно. В любом случае имя у новокрещенного станет новым, так как будет написано в книге жизни. У него также появится небесный тезка, который станет его покровителем. День его памяти является главным личным праздником христианина. Так что после Крещения надо обязательно спроси у священника, кто святой у крещенного и когда его память.
После этого читаются заклинательные молитвы, обращенные против дьявола, которому принадлежат все некрещеные. В это время надо быть внимательнее в это время и не надо удивляться, если вдруг станет плохо. Это попытки врага удержать человека в своих когтях. После крещения все такие искушения проходят.
Был случай, когда крестили наркоманку, и ее стало мутить во время заклинательных молитв, когда надо было читать Символ веры, она стала задыхаться, а в купели чуть не упала в обморок, но как только ее погрузили в третий раз, все мгновенно прошло. Так происходило потому, что через ее страсть дьявол владел ею особенно сильно. Но сила Божия оказалась несравненно могущественнее. Так что ничего не бойся!
Обратите внимание, что священник совершенно не заискивает перед сатаной, а властно прогоняет его прочь. Так и ты после Крещения не бойся дьявола, а гони его прочь именем Иисуса Христа и он убежит от тебя. Ведь нам дана власть наступать на всю силу дьявола (Лк. 10:19) и она не может повредить нам, если мы с Богом. Так что не надо бояться ни сглаза, ни порчи, ни колдунов, а ревностно соблюдать заповеди, и никакое духовное зло не подойдет к христианину.
Наступает время освобожденному от власти врага, отречься от него. Священник трижды спрашивает: "желаешь ли он отвлечься от сатаны, всех его дел, всех его ангелов (бесов, являющихся под видом языческих богов, космических энергий и т.д.), всего служения его (магии, иных религий, астрологии и т.п.) и всей гордыни его (массовых зрелищ, лишающих человека разума, чем дьявол особенно гордиться)".
Крещаемый отвечает: "отрицаюся", и затем дует и плюет на запад, в область тьмы.
После этого священник спрашивает, готов ли он сочетаться с Христом (вступить с Ним в вечный союз), и после изъявления согласия, спросит: "веришь ли ты в Него".
Крещаемый отвечает: "верую яко Царю и Богу" и приносит Ему присягу – читает Символ веры.
После этого священник освящает воду, предварительно покадив ее. Так она вернется в то самое состояние, в каком была в первый день творения, когда была тьма над бездной, и Дух Божий носился над водами (Быт. 1:2). Мы вспоминают, как евреи перешли через Красное море, руководимые облачным и огненным столпом, а фараон со всеми армиями своими погиб в волнах. Так и оглашенный, руководимый Христом, получит спасение в воде, а дьявол утонет там.
После освящения воды, священник помазывает воду и крещаемого благословленным маслом. Это елей радости, помазание которым дает силу выскользнуть из лап врага, как древние борцы намазывались маслом, чтобы выскользнуть из рук противника. Надо растереть это масло по всему своему телу.
Затем наступает самый важный момент. Человек нагим спускается в воду. Трижды погружает его рука священника (а через нее Сам Христос) в воду, со словами: "крещается раб Божий (имя) во имя Отца. (Аминь). И Сына (Аминь). И Святаго Духа (Аминь)".
И человек выйдет из воды заново родившимся, безгрешным и святым. Поэтому не надо смущаться и стесняться своей наготы, ведь не стесняются же врача. Так и священник - врач души. Спускаясь в воду, не надо забывать помолиться Богу, чтобы Он Сам очистил тебя и научил как жить по христиански. Ведь вода Крещения вся пронизана запредельными силами Святого Духа.
Когда неофит выходит из воды, на него надевают крест (Символ терпения скорбей ради Христа) и белую рубашку – знак чистоты и невинности. И вручат горящую свечу, напоминая слова Христа: "так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, который на небесах" (Мф. 5:16).
После этого, помолившись, священник преподаст новое таинство – Миропомазание. Лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, руки и ноги запечатываются благовонным Миром (особым маслом, которое освящает патриарх) и при этом в новокрещенного входит дар Святого Духа.
Как знак того, что он вступил в вечный союз с Христом, трижды обходит вокруг купели, при пении слов апостола Павла "те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись (Гал. 3:27). Аллилуйя (Хвалите Сущего)".
Читают отрывки из Нового Завета (Рим. 6:3-11; Мф. 28:16-20), говорящие о значении Крещения. Надо постараться с ними заранее ознакомиться, что слова эти легли крещенному на сердце.
А потом смывают с крещенного печать миропомазания и постригают крестообразно голову, напоминая, что в ней должны находиться отныне только угодные Богу мысли.
Этот последний чин положено совершать на восьмой день после крещения, а в течение всего этого времени человек ходил в белых ризах и ежедневно причащался (отсюда проистекают ряд богослужебных особенностей Светлой Седмицы – первой пасхальной недели). Но в городе исполнение этого затруднительно, и обычно совершается все в один день.
А затем совершается чин воцерковления, когда Отцу небесному представляют Его новых детей. Крещенного вводят в храм, поставят перед иконостасом, а если он мужчина – то введут и в алтарь. Так будет показано всем, что у Церкви есть новые члены, цари и священники, владычествующие над своим сердцем и в нем приносящие в жертву Богу всю свою жизнь.
И, наконец, вершиной всего является Причащение. Под видом хлеба и вина соединяются с Самим Умершим и Воскресшим Господом Иисусом и становятся членами Тела Его. Подходят к Чаше с верой, страхом Божиим и любовью, вспоминая смерть, воскресение и второе пришествие Христово. Руки пусть будут сложены на груди крестом – знаком нашего спасения. Правая на левой, как напоминание об том, что злые дела должны быть побеждены в нас добрыми, которые и поставят нас по правую сторону Христа Судьи. Громко и четко называют свое крещальное имя, потому что Бог вступает с нами в личное общение.
После причастия пьют запивку, чтобы ничего не выпало изо рта. И, поцеловав крест, с радостью Святого Духа возвращаются домой, где разделяют ее с ближними своими.
Надо запомни день своего Крещения, как день нового рождения, и стараются всегда в этот день причащаться и праздновать его в мире души.
Итак, ты покрестился. Но что же делать дальше? Многие думают, что все Крещением и заканчивается. Но это совсем не так. С Крещения все только начинается. В христианине посеяно семя вечной жизни, и его надо выращивать.
А как это делать практически? Семя сеется не на бетон, а во взрыхленную землю. То есть благодать Божия должно войти в сердце и переделывать всю жизнь человека. Для своего роста оно нуждается в поливе – частом приобщении святых Таин, рыхлении – терпении скорбей ради Христа. (А часто после Крещения усиливаются искушения. Хотя никогда не бывает так, чтобы они были непосильными. Обычно сначала бывает эйфория. Человек как будто носиться Христом на руках, а затем наступает как бы охлаждение. Так Бог проверяет, действительно ли человек любит Его или только хочет Им пользоваться?)
Но вернемся к образу растения. Надо пропалывать огород – вырывать из сердца злые привычки и мысли. Вокруг растения должен быть чистый, не загазованный воздух – церковная атмосфера жизни, особенно же проявляющаяся в хранении неповрежденной веры. Необходим присмотр садовника – помощь священника. Должна быть теплица – надежда на Бога. Необходимо беречь растение от паразитов и болезней, - от ересей, расколов и духовных страстей (гордости, тщеславия, сребролюбия, уныния). Должно быть много света – священного Писания и чтения святоотеческой литературы. Часто надо обрывать лишние листья – фарисейское увлечение внешними правилами в ущерб внутреннему росту. И тогда пойдут плоды истинно добрых дел. Но как раз тогда и усиливаются искушения. Это и понятно. Если спортсмен возьмет большую высоту, тренер поднимает планку, чтобы улучшить результат. Так и Бог, часто в награду за наше доброе дело Он дает нам возможность сведать еще большее, и еще более трудное. Это знак Его любви к нам. И когда плоды созреют, тогда Бог забирает человека к Себе и венчает его как победителя. Есть разные этапы роста души, начало – рабский страх перед Богом, затем – наемническое желание наград. И, наконец, вершина – сыновья любовь к Отцу. Но всему свое время и свое место. Не надо пытаться сразу запрыгнуть на вершину Лестницы ведущей на небо. Надо идти постепенно. А помощниками в этом будут нам отцы Церкви и духовник. Но главное помнить, что духовное рост человека зависит не просто от дел, а от благодати Святого Духа, которая приходит ко смиренным.
Из отцов Церкви начать можно с творений Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, Бесед святителя Иоанна Златоуста. Советую прочитать книги - "Моя жизнь во Христе", св. прав. Иоанна Кронштадтского, "Старец Силуан" архимандрита Софрония (Сахарова). Для более глубокой духовной жизни изучать творения Аввы Дорофея и Григория Богослова, "Лествицу" преподобного Иоанна.
Начнем с самого простого. Каждый вид жизни имеет свои особенности, свой ритм, свой порядок. Так и у новокрещенного христианина должен появиться свой ритм и вид жизни. Во-первых, меняется распорядок дня. Проснувшись утром, христианин становиться перед иконами (их ставят обычно на восточной стене комнаты), зажигает свечу и лампаду, и читает утренние молитвы из молитвослова.
Как правильно молиться по тексту? Апостол Павел пишет, что лучше пять слов сказать умом, чем тысячу языком (1 Кор. 14:19). Поэтому молящийся должен понимать каждое слово молитвы. Свт. Феофан советует начинать с того, что, разобрав часть правила, молиться этими словами, постепенно добавлять новые молитвы, до тех пор, пока не начнет человек понимать все правило. Во время молитвы не в коем случае нельзя представлять себе святых, или Христа. Так можно сойти с ума. Надо умом внимательно следить за словами молитвы, понуждая сердце помнить, что Бог везде и все видит. Поэтому и руки удобнее на молитве держать прижатыми к груди, как и говорит богослужебный Устав. Не надо забывать ограждать себя крестным знамением и класть поклоны. Они очень полезны для души.
После утренних молитв вкушают просфору и пьют святую воду. И идут по делам своим. Перед тем как садиться есть, христианин читает молитву Господню:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
А потом осеняет крестным знамением еду со словами: "во имя Отца и Сына и Святаго Духа". После еды мы не забываем поблагодарить Господа.
Благодарим Ты, Христе Боже наш, яко насытил нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия. Но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
В течение дня христиане стараются все время держать в памяти Бога. И поэтому мы часто повторяем слова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мы, грешного". Когда нам тяжело, и во время искушений мы обращаемся к Богородице со словами:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Перед всяким добрым делом мы просим помощи у Бога. А если дело важное, то можно пойти и заказать в церкви молебен. Вообще вся жизнь наша посвящена Творцу. Мы освящаем дома и квартиры, машины, офисы, семена, рыболовные сети, лодки и многое другое, чтобы чрез это получить благодать. Если угодно, мы создаем вокруг себя атмосферу святости. Главное, что такая же атмосфера была в нашем сердце. Мы стараемся быть в мире со всеми, и помним, что всякое дело (работа ли, семья, уборка квартиры) может послужить как к спасению, так и к гибели.
Вечером, перед сном мы читаем молитвы на сон грядущий, прося Бога сохранить нас в ночи. Каждый день мы читаем священное Писание. Обычно, главу Евангелия, две главы Посланий Апостолов, одну кафизму Псалтири (но мера чтения определяется все же индивидуально)
Каждую неделю мы постимся в среду (вспоминая предательство Иуды) и пятницу (вспоминая Голгофские мучения Христа) и храним большие Посты (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский). В субботу вечером и воскресенье утром мы всегда в храме. И причащаться мы стараемся не реже раза в месяц (а чем чаще, тем лучше). Перед причастием мы постимся обычно три дня (так, если причащаемся раз в месяц и реже, а если чаще, то меру поста определяем мы вместе в духовником), прочитываем правило из Молитвослова. (Три канона: покаянный, Богородице и ангелу хранителю, а также Последование ко святому Причащению). Обязательно приходим на вечернюю службу, исповедуемся в грехах своих, и натощак приходим утром на Литургию.
Очень полезно найти себе духовника – священника, который помогает нам идти ко Христу (но не в коем случае не к себе. Берегитесь лжедуховничества!). Не надо бросаться к первому встречному батюшке. Поисповедуйтесь у разных, молитесь, и если с кем-то у тебя появятся сердечное понимание, то он, постепенно, может стать твоим духовным отцом. Только узнай сначала, благочестива ли его жизнь, следует ли он отцам Церкви, послушен ли он епископу или нет. Проси у духовника объяснения, основанного на Писании и отцах, его советам. Не потому это надо делать, что ты ему не доверяешь, а потому что нуждаешься в обучении, которое невозможно при слепом послушании.
Но не забывай главного. Мы приходим в Церковь к Богу, поэтому надо жить перед Ним, ходить перед Ним, любить Его и будь непорочным. И тогда достигнуть святости. Ведь только для этого и принимают Крещение, ибо сказано: "будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш" (Лев. 20:26).