Житие святого Луки Войно-Ясенецкого (Крымского)
2-я часть жития святого Луки Войно-Ясенецкого.Начало 1 часть смотрите здесь.
В 1939 году его вновь приговорили к трем годам ссылки в Сибири. Новое мучительное путешествие на поезде до города Красноярска и затем на пароходе до села Большая Мурта. Там он пришел в больницу и попросил разрешить ему оперировать. Его приняли на работу, но так как других вакансий в больнице не было, его приняли на ставку больничной прачки. Ему выделили небольшую комнатушку в здании больницы, где он и жил в ужасной бедности. И тут святой Лука активно оперировал, несмотря на чрезвычайно тяжелые условия труда.
Церкви в селе не было. Святой Лука каждое утро ходил в близлежащую рощу и там молился. Он ставил маленькую иконку на пень, вставал на колени в грязь или в снег и молился. Однако и это место юные комсомольцы-атеисты осквернили. Бог был изгнан отовсюду.
Сегодня в Большой Мурте еще живы люди, помнящие его и вспоминающие о нем с особой любовью. В городе до сих пор нет храма. Однако жители начали возводить церковь, которая будет посвящена святому Луке. В день, когда был заложен первый камень храма, больная женщина чудесным образом исцелилась при помощи святого. В память о чудесном вмешательстве на этом месте был возведен крест, а перед ним сохранили камень, на котором сидела больная. На мировой сцене в то время бушевала война. Немецко-фашистские орды вторглись в Россию, принеся с собой страшные разрушения и бесчисленные жертвы. Вся страна проходила через жесточайшие испытания.
В Красноярск прибывают эшелоны, переполненные ранеными с гноящимися ранами. Многие умирают, не получив медицинской помощи. Врачей не хватает. Потрясенный этим святой Лука отправляет телеграмму Председателю Верховного Совета М. Калинину и просит разрешить ему оперировать солдат. Ответ пришел немедленно. Вскоре он был переведен в Красноярск и назначен главным врачом военного госпиталя 1515 и консультантом всех военных госпиталей района.
И тут ему пришлось столкнуться с подозрением коллег и постоянной слежкой КГБ. Он жил в крошечной сырой комнатушке в больнице. Начальство относилось к нему с презрением. Его считали гражданином второго сорта и запрещали питаться в столовой военного госпиталя. Нередко он оставался без еды. Несколько медсестер, жалевших его, тайно давали ему еду. Никто не слышал, чтобы святой когда-либо жаловался. Он все выносил с непоколебимой верой в Бога. В одном из писем сыну есть такие строки: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу».
Регулярно приходил святой на железнодорожную станцию и выбирал наиболее тяжело раненых для операции. Офицеры и солдаты очень любили его, ибо понимали, что он спасал им жизнь. Напряженная работа подорвала здоровье святого. Его одолело переутомление. Однако он всегда прежде всего думал о страждущих и помогал им с жертвенным самоотречением.
Храма нигде не было. Все церкви были закрыты. Однако именно в этот момент Церковь сделалась необходима Сталину. И вот в 1943 году получен глоток свободы. Многие заключенные архиереи были освобождены, а некоторые церкви открыты. Святой Лука был поставлен епископом Красноярским. В городе разрешили открыть маленькую церковь Святого Николая, находившуюся в пригороде в 7 километрах от центра. 28 февраля 1943 года святой совершил первую Божественную литургию. Из этой скромной церквушки возродилась церковная жизнь Сибири. Однако путь туда лежал через 7 километров снега или грязи. Нередко святой завязал в грязи и не мог продолжать путь.
Сегодня в Красноярске строится храм в честь Святого Луки на территории медицинского университета. Современные врачи с благодарностью чувствуют себя наследниками великой традиции, заложенной святым. В центре города ему был воздвигнут памятник. Прохожие непременно останавливаются у него на минуту, читают краткую молитву, оставляют цветы.
В 1944 году святого перевели в Тамбов, где он был назначен главным врачом и архиепископом. И здесь все было разрушено. Гигантскими усилиями он восстановил находящийся в развалинах Храм Покрова Пресвятой Богородицы, где стал служить и проповедовать с великой радостью, ибо, как он сказал в своей первой проповеди «пятнадцать лет были закрыты и связаны мои уста». Одновременно он работает в двух больницах города: в общей и в военном госпитале, читает лекции в медицинском институте и выступает на конгрессах.
В церковной сфере он проводит огромную работу по реорганизации своей епархии. В храмах проповедует Слово Божие. Люди спешат послушать его и уходят глубоко потрясенными.
Власти приходят в замешательство. Они вынуждены признать его огромную научную, общественную, патриотическую работу, но не могут смириться с проповедями и пастырской работой. Его часто приглашают на научные конгрессы или в университет, однако, просят не приходить в облачении и с панагией. Святой не уступает, и кажется, что он больше не испытывает страха. За два года он заручился огромной любовью народа Тамбова. И в этом городе святой оставил неизгладимый след.
Сегодня Городская больница носит его имя. Во дворе воздвигнут его бюст, а в находящемся рядом Музее истории медицины целый зал посвящен святому Луке.
Несмотря на загруженность, святой участвует в заседаниях Синода Московского Патриархата. А в 1946 году к нему, наконец, пришло признание. Отметим, что на святого был составлен донос Сталину с требованием его расстрела. Однако Сталин пришел в ярость, грубо и нецензурно выругал доносчика и в конце добавил: «Разве можно расстреливать таких людей, сейчас им нужно создавать условия для работы». И действительно, святой Лука в числе 15 научных работников будет награжден высочайшей государственной наградой, Первой Сталинской премией. Церемония награждения проходила в Москве. Присутствовали все. Единственным отсутствующим был сам святой Лука, у которого не было денег на билет на поезд. В придачу к премии давали 200 тысяч рублей. Святой отправил телеграмму Сталину с просьбой раздать эти деньги сиротам войны.
В тот же год по приказу Сталина был сделан бюст святого, который экспонируется сегодня в Клинцевском музее Москвы среди бюстов выдающихся ученых. Многие иностранные журналисты выразили желание взять интервью у святого, о нем вышли специальные передачи. Однако состояние его здоровья резко ухудшилось, и в 1946 году он перестал видеть одним глазом. Церковь перевела его на место архиепископа Симферопольского и Крымского.
Крым – это не только прекрасное место, где ощутимо присутствует влияние греческой культуры, но и многострадальная земля. Война и здесь нанесла страшные раны. Церковь лежала в развалинах. Святой Лука проведет титаническую работу по ее воссозданию. В этом деле ему приходится сталкиваться с противодействием властей, которые любыми способами пытались помешать ему. В городе огромное количество бедных, и в своем доме он организует питание для них. Часто он сам остается голодным, чтобы всем бедным хватило еды. И здесь его приглашают выступать на конгрессах и читать лекции в Медицинском институте. По-прежнему власти требуют, чтобы он не являлся в облачении. Однако святой не соглашался, и некоторые конгрессы были из-за этого отменены.
Обычный день его был заполнен до предела. Он вставал рано и служил 2-3 часа. Затем читал главы из Ветхого и Нового Завета. Потом шел в кабинет и занимался делами епархии. После обеда принимал больных и никогда не брал с них денег.
В кабинет к нему приходили разные люди: атеисты, представители разных вероисповеданий и национальностей. Он помогал всем без разбора.
В 1956 году он перестал видеть и вторым глазом. Несмотря на полную слепоту, святой продолжал неустанно трудиться, проповедовать и служить. В 1957 году в Симферополе отметили его 80-летний юбилей.
В 1953 году после смерти Сталина начинается развенчивание культа личности пришедшим ему на смену Никитой Хрущевым. Большинство заключенных выходит на свободу, и лагеря закрываются. Однако эта благотворная деятельность была омрачена вновь развязанной войной против Церкви. Хрущев опять открыл антицерковный фронт. Церкви разоряются, закрываются, разрушаются. Священники подвергаются гонениям. Святой Лука сталкивается со многими проблемами и борется за то, чтобы сохранить церкви открытыми. В отчаянных письмах он говорит своим детям:
«Епархиальные дела становятся все тяжелее… Трудно мне переносить их в мои восемьдесят два с половиной года. Но уповая на Божию помощь, продолжаю нести тяжкое бремя».
Власти требуют покарать его за то, что он борется с закрытием храмов. Однако они не осмелились ни посадить его в тюрьму, ни отправить в новую ссылку.
В другом письме он пишет сыну: «У меня гораздо больше сокращающих жизнь переживаний, чем у тебя… Общее положение церковных дел становится невыносимым».
Земная жизнь архиепископа Луки приближается к концу. На Рождество 1960 года он совершил свое последнее богослужение, а в Прощеное Воскресенье сказал последнюю проповедь. С того момента он уже не выходит из дому. Святой с молитвой готовится отправиться в последний путь. Незадолго до своего преставления он крестит свою правнучку Татьяну, сегодня работающую врачом в Одессе.
Однажды незадолго до смерти он сказал своей племяннице «Дадут ли вам спеть "Святый Боже”?» Племянница не поняла, о чем он говорил. Она поняла это лишь в день похорон.
Святой преставился в воскресенье, в праздник всех Святых земли Российской просиявших, 11 июня 1961 года. Без пятнадцати семь утра Святой Лука испустил последнее дыхание, и его душа вознеслась на небеса. Она спешила успеть послужить в этот великий праздник в небесном храме. Печальная новость стремительно разнеслась среди народа. Три дня тысячи людей приходили и приезжали отовсюду поклониться телу. Перед гробом они горько плакали и причитали: «Ушел наш отец, наш святой» – и вспоминали его благодеяния и чудеса.
Все эти люди хотели похоронить Владыку с подобающими почестями и пронести тело по центральной улице Симферополя. Однако в день похорон пришла срочная телеграмма из Москвы, запрещавшая прохождение похоронной процессии по центральным улицам.
Всем, желающим проводить Владыку, было приказано разместиться в автобусах, бесплатно выделенных властями, и поехать по окружным дорогам до кладбища. Запрещалось любое пение. Вся церемония должна была закончиться за три минуты, после которых тело должны были опустить в могилу.
За похоронами наблюдали отряды милиционеров, пытавшихся привести в исполнение эти инструкции. Однако после панихиды народ взбунтовался. Последовали беспорядки и стычки с милицией. В какой-то момент милиционерам удалось открыть дорогу, и катафалк тронулся с места. Тогда несколько женщин прорвали милицейский заслон и схватились за катафалк, а три бесстрашные женщины бросились под колеса машины, вынудив ее остановиться, и кричали: «Вы проедете только по нашим трупам!»
В тот же момент в небе показалась большая стая голубей, и, сделав в воздухе несколько кругов, последовала за процессией. В конце концов, милиция была вынуждена отступить. Процессия вылилась на центральный проспект, заполнив его народом и устлав на протяжении 2 километров розами. Весь народ в один голос три с половиной часа пел «Святый Боже».
Святой был похоронен на кладбище Всех Святых, и с момента его погребения могила превратилась в Купель Силуанскую. При обретении мощей удивительное благоухание разлилось повсюду. Среди его мощей были найдены нетленными сердце, головной мозг, глаза, легкие.
20 марта 1996 года его мощи в сопровождении тысяч людей были перенесены в Симферопольский Свято-Троицкий собор. А в 2001 году помещены в прекрасную серебряную раку, принесенную в дар Грецией.
В 1997 году перед Симферопольской больницей по благословлению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря был установлен его памятник, а в 2005 году бюст в Медицинском институте, где строится и храм в честь святого Луки.
Память святого Церковь отмечает 11 июня. Ежегодно тысячи человек собираются на праздник со всех концов Украины, России и из-за границы.
Накануне утром у раки преподобного совершается водосвятный молебен с акафистом в присутствии ректора и преподавателей медицинского института и традиционный чин освящения медицинских халатов молодых врачей.
В день памяти совершается праздничная Святая литургия и крестный ход с его святыми мощами.
Его чудеса бесчисленны. И не только в Крыму, но и в Греции. Мы знаем о многих его явлениях и вмешательствах. Ко многим он является во сне в архиерейском облачении или в медицинском халате. В руках он держит хирургические инструменты, бинты, шприцы и т. д. И, представившись больным, говорит им, что пришел оперировать их. Многие после пробуждения обнаруживают у себя на теле разрезы или кровь.
И действительно, чем объясняется столь великая слава и благодать святого Луки? Он был наделен множеством добродетелей. Однако я думаю, что более всего отличала его любовь, венец всех добродетелей. Любовь к Богу и к людям. Подлинная любовь служения, жертвы, самоотречения.
На Палестинской земле есть два озера и река. Первое, небольшое, Тивериадское озеро. Несмотря на свои небольшие размеры это озеро живое, там много рыбы, и именно там ловили рыбу ученики Христовы. Второе озеро находится на юге и называется Мертвое море, размерами оно превосходит первое в четыре раза. Однако это озеро мертвое. Там нет даже следов жизни. Оба озера объединяет река Иордан. Она берет свое начало в Тивериадском озере и впадает в Мертвое море. И вот что странно. Веками Тивериадское озеро отдает свои воды и, несмотря на это, остается живым. И не иссякает. Мертвое море веками без устали принимает воды, но не оживает. Принимает воды и остается мертвым. Такова природа любви. Мы не должны просить любви, требовать ее от других. Только давать ее, без задней мысли, без расчета, и лишь тогда мы остаемся в живых. Человек, научившийся с младых лет только брать и ничего не давать, – это калека, это мертвый и несчастный человек. Человек, научившийся любить, давать и служить другим и идти ради них на жертвы – это живой и счастливый человек.
Таким был святой Лука. Человек, связавший свою жизнь с любовью, служением, жертвой, самоотречением. И за это получил он от Бога столь много благодати, что продолжает жить и творить чудеса, остается с нами и дарит нам утешение.
Да вдохновит нас его жизнь и да пребудет с нами его благословение…