Добро пожаловать на официальный сайт Никольского храма п. Добринка Липецкой области Липецкой епархии Добринского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата! |
ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМЕ - ПОСТАВИТЬ СВЕЧИ ПЕРЕД ИКОНАМИ |
Фейсбук никогда не заменит ТолстогоО литературе, Интернете, смысле духовной жизни и о том, как научить детей читать книги. «Я сам придумал заявленную тему нашей сегодняшней встречи – «Русская литература – христианская проповедь или гуманистическая ересь». Но, поскольку совершенно не представлял, какие придут слушатели, теперь сам не знаю, о чём именно говорить», – начал своё выступление профессор кафедры истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского православного Университета протоиерей Георгий Ореханов. Встреча, организованная молодёжным клубом «Донской», прошла 27 марта в Московском Финансово-Юридическом Университете МФЮА.
Смысл духовной жизниУ меня четверо детей. Когда они были маленькие, мы с ними читали. Неделю назад решили повторить опыт – из четверых собрались двое. Когда закончили и разошлись, матушка сказала: «Всё, отец Георгий. Твой Диккенс конкуренции с Фейсбуком не выдерживает». Почему современный молодой человек должен читать книги? Подвигнуть кого-то на что-то может только другой человек. Или это может быть культурная традиция. В фильме «Сто дней после детства» есть эпизод, который прекрасно описывает суть духовной жизни – наверное, создатели фильма сами об этом не подозревали. Главный герой – художник, он показывает Джоконду детям из летнего лагеря, которые прекрасно знают эту картину. И вдруг он говорит: «Смысл духовной жизни в том, что на знакомые вещи человек начинает смотреть другими глазами. Так смотрит князь Андрей Болконский на старый дуб, а одноклассник – на девочку, с которой вместе проучился восемь лет. Мы любим ярлыки и экспериментыСразу хочу сказать, что русская литература XIX-начала XX века – это настоящее сокровище. Вообще не люблю, когда прихожане задают вопросы вроде: «А как следует относиться к Толстому? А к отцу Андрею Кураеву? А можно ли читать «Гарри Поттера?» К сожалению, мы привыкли, что в Церкви на всё можно получить простой ответ вроде ярлыка. Дескать, «Толстой – еретик», «увидев Кураева, следует перейти на другую сторону улицы, спрятаться там и переждать, пока он пройдёт». А «тираж «Гарри Поттера» надо скупить и сжечь, чтобы он, не дай Бог, не попался Вашим детям». Я крестился в 1988 году и отношусь к тому поколению, которое ставило эксперименты по созданию, например, православной семьи. Экспериментировали с нуля, потому что мало кто вообще представлял, как оно должно быть. Те, кто имел перед глазами пример родителей, экспериментировали меньше, но тоже не избежали этого. Некоторые, например, вместо чтения литературы, заставляли детей читать авву Дорофея, и лучше лет с пяти. Результат таких «благочестивых экспериментов» печален – теперь их дети в храм уже не ходят. Литература учит нас размышлятьРусская литература XIX века учит нас размышлять. Но такое сокровище не лежит на поверхности. Для того, чтобы его понять, надо, как говорил Юрий Лотман, «обладать культурным кодом». Нужно знать эпоху, представлять себе исторические обстоятельства. На самом деле, тем же путём – открывая что-то лично для себя – человек приходит и к Богу. Если же этого не происходит, то (около пятнадцати лет исправно посещая в храм) позже человек вдруг задаёт вопрос: «А зачем мне это надо?» Для каждого человека наступает такой момент – «девятый вал веры». Если его не произошло – жить человеку очень сложно. Может быть, давайте, вы будете задавать вопросы, а я – отвечать? – Зачем интересоваться личной жизнью авторов литературных произведений? Это только смущает. – Я не сказал, что надо интересоваться личной жизнью. Интересоваться надо эпохой – это разные вещи. – Я начал читать «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Как-никак автор – Нобелевский лауреат. Сто раз уже откладывал. Скажите, зачем автор написал эту книгу? – Вы опять хотите, чтобы Издательский Совет дал Вам рекомендацию: вот эти книги плохие, эти – хорошие. Давайте возьмём для примера роман Достоевского «Братья Карамазовы». С одной стороны, эта книжка – фикция; описанных там событий никогда не существовало в реальности. С другой – там есть подробнейшее описание процесса над Дмитрием Карамазовым. И мы знаем, что такой порядок судопроизводства – продукт судебной реформы XIX века, гуманной реформы. И это позволяет нам лучше понять эпоху. – Но автор всегда чего-то недоговаривает… – Для начала, давайте всё-таки оговоримся, что автор никому ничего не должен. С другой стороны, его произведение – всегда богаче того, что он хотел создать. Например, романы Достоевского были внимательно прочитаны Россией и Европой только лет через 25-30 после его смерти. Кроме того, чтение – это процесс сотворческий. Поэтому надо приучать детей к медленному вдумчивому чтению. А Твиттер их от этого отучает. Будьте в курсе предстоящих событий и новостей! Присоединяйтесь к группе - Добринский храм
|
ПоискСегодняЗавтраСоциальные сетиСледите за нами в социальных сетях! Google+ Author Добринка Храм G+ Одноклассники Вконтакте Мой мир Google+ ЖЖ - LiveJournal Видео канал. ПатриархияСинодСоциальное служениеВнешние связи РПЦАналитика!Друзья сайтаЛипецкая (епархия) митрополия. Рождество-Богородицкий мужской Задонский монастырь г. Задонск. Богородице-Тихоновский женский Задонский монастырь г. Задонск (Тюнино). Образовательный центр во имя святителя Тихона Задонского. Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой и Елецкой епархии. Православная гимназия "Святителя Тихона Задонского" г. Елец. Православный молодежный культурный центр в г. Липецк "Экклезиаст". Синодальный Миссионерский отдел МП РПЦ. Отдел Образования и катехизации РПЦ. Миссионерско-апологетический проект "К Истине". Миссионерский отдел Пятигорской и Черкесской епархии. Администрация Добринского района. Воронежский городской портал 36on.ru Воронеж. Реабилитационный центр "Добринка" - Лечение алкоголизма и наркомании. Купить газосиликатные блоки Хебель в Липецке по ценам завода НЛМК. Форма входаКатегории раздела
Нашли ошибку на сайте?РекламаБегун! |