Добро пожаловать на официальный сайт Никольского храма п. Добринка Липецкой области Липецкой епархии Добринского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата! |
ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.
|
ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМЕ - ПОСТАВИТЬ СВЕЧИ ПЕРЕД ИКОНАМИ |
Отзыв и православный взгляд на фильм Викинг, как миссионерский блокбастер
За державу обидно?Реакция на показ «Викинга» была более чем острая. Настолько острая, что со стороны противников этого проекта даже раздались крики: «Запретить!», потому что показ этого фильма «не соответствует возрастному ограничению 12+», «не опирается на факты, а с открытым цинизмом искажает представления о древней культуре славян, деструктивно влияя на самоосознание народа» и вообще «оскорбляет чувства думающих». В блогах, обзорах, рецензиях и просто рассерженных комментариях муссируется одна и та же мысль: что это язычники-славяне такие грязные, а византийцы-христиане такие чистые? За державу же обидно! Не менее, чем грязные славяне, одетые и вооруженные не как подобает (тут, правда, показания комментаторов-историков расходятся — в отношении того, как же подобает и насколько критичны отступления от истины), критиков оскорбил образ главного героя — князя Владимира. Кто-то полагает, что он получился слишком положительным, кто-то — что слишком нерешительным, короче говоря, не таким, каким он был на самом деле. Но еще больше, чем антураж и образ главного героя, рецензентов раздражает жанр этого фильма. Потому что по жанру это проповедь, сказанная на языке голливудского блокбастера. Правда и вымыселТак все-таки, насколько сильно фильм искажает историю? Что перед нами: историческое фэнтези или кино с претензией на историчность? На самом деле, практически все события, которые показаны в фильме, имели место в действительности — правда, сценаристы спрессовали время знаковых событий в жизни князя Владимира. Всё было в летописи «Повесть временных лет» — и убийство сына князя Олега, и сватовство к полоцкой княжне Рогнеде, которое закончилось самым ужасным образом, и убийство брата Ярополка, и «грекиня», как ее называет летопись, Ирина — взятая в полон жена брата, которая ждет ребенка от убитого Ярополка. Правда, в отличие от героини фильма, историческая «грекиня» становится женой князя Владимира, но ее роль в судьбе крестителя Руси была, видимо, гораздо скромнее, чем показано в кинокартине. Зафиксированы в летописи и человеческие жертвоприношения у славян, показ которых вызвал столько нареканий у патриотов языческой старины. Более того, сцена жертвоприношения, показанная в фильме, совпадает с описанной в летописи вплоть до мелких деталей. Есть в сценарии фильма и некоторые различия с летописными хрониками в расстановке действующих лиц, о которых сами авторы подробно рассказали на официальном сайте фильма. Нужно принимать во внимание и то, что летописный рассказ не дает нам возможности восстановить полную и непротиворечивую картину произошедших тогда событий, да и сами события, описанные в летописи, историки иногда ставят под сомнение — например, достоверность истории с насилием над Рогнедой и ее попыткой убить своего мужа: уж слишком она напоминает сюжет, зафиксированный в скандинавском фольклоре… Но дело даже не в этом. Дело в том, что летописные источники не сохранили для нас главного: как происходили те изменения в душе князя — идолопоклонника, насильника, братоубийцы, которые привели его к христианству? Доподлинно известно одно: правитель Киевской Руси принял это решение добровольно и свободно, а не под действием политический необходимости. Князь Владимир: до и послеФильм Андрея Кравчука, конечно, не отвечает на этот вопрос. Его задача гораздо скромнее: он показывает путь ко Христу — не героя былины и не героя летописи, не великого правителя и не религиозного реформатора, каковым и был в реальности князь Владимир, а обыкновенного человека, похожего на каждого из нас. Человека, который запутался в своей жизни. Фильм отчетливо делится на две части. В первой — грязь, кровь, убийства и все киношные штампы, какие только можно придумать. Именно эта часть фильма, в которой показано темное дохристианское прошлое Руси, и вызвала большинство нареканий. Они отчасти справедливы. Начало фильма, изобилующее спецэффектами и не всегда уместными батальными сценами, чрезвычайно затянуто и несколько однообразно. Иногда трудно понять, кто, куда и зачем скачет, кто, кого и зачем бьет. Впрочем, это замечание относится к большинству фильмов этого жанра последних лет. Режиссер показывает Русь языческую как темный мир без Христа. В этом духовном сумраке все мысли нечетки, а отношения так запутаны, что невозможно разобраться, кто прав, кто виноват, где тут зло, а где справедливость, где подлость, а где кровная месть. Невозможно не совершить грех. Только что ты улыбался милой девушке, звал ее замуж — и вот уже просыпаешься с тяжелой после хмельного боя головой по ту сторону отвратительного греха. Только что ты раскрыл свои объятия брату — и вот на твоих руках уже несмываемая кровь. Главный герой фильма в исполнении Данилы Козловского — обыкновенный запутавшийся человек. Не злой и не добрый. По духу — наш современник. По судьбе — наш брат. Он сполна хлебнул мерзкого пойла — настойки из мухоморов, которая якобы придает бойцу особую силу, а на самом деле отравляет душу. Вторая часть фильма рассказывает про обретение веры, и она совершенно другая по настрою. На берегах Корсуня мы впервые видим чистые краски Божьего мира. Совсем не потому, что создатели фильма «ненавидят» Русь и преклоняются пред заморскими проповедниками, а потому, что в Корсуни герою фильма открывается образ Божией благодати. Владимир здесь показан не как политик, а как частное лицо, чей путь к истине начинается с такой простой и понятной истории — с того, что в красивой женщине он увидел не трофей, не разменную монету в политической игре кланов, а образ лучшего, чистого мира. Потом он узнает, что это называется образ Божий. Христианка — «грекиня», которую в фильме прекрасно играет Светлана Ходченкова, буквально светится изнутри. Сразу видно, что она не от мира сего, так хрупка, чиста и возвышенна ее красота… Обращение героя фильма к Богу начинается с любовной драмы, которая сыграна очень тонко, современно и человечно. У любви князя Владимира и Ирины не может быть ни будущего, ни настоящего. Но у нее может быть выход в иное — религиозное — измерение. Оглашение крестителяСамая большая удача фильма, которая в моих глазах искупает все его недостатки,— это сцена исповеди князя Владимира, или, точнее, огласительной беседы с князем священника-грека Анастаса. Это пример истинно миссионерского подхода к теме. Для священника, которого великолепно играет польский актер Павел Делонга, правитель Руси — не предводитель опасного варварского племени славян, которого нужно приручить, а грешный человек, который получил шанс прийти к Богу. Отец Анастас объясняет этому человеку главное: что такое грех и Кто такой Бог. В этот момент камера показывает только лицо князя, который на наших глазах осознает, что его жизнь — жизнь «нормального» воина и вождя — это путь в пропасть. Вот он украл у брата игрушку. А вот он убил брата. Вот он взял силой Рогнеду. А вот он убил ее родителей. Но Бог может восстановить этого обыкновенного, но запутавшегося человека в прежнем достоинстве. И тогда от греховной скверны очистится и Русь. И мы видим на экране чистое небо, яркое солнце, крещальные воды Днепра. Фильм о крещении князя Владимира — это опыт миссионерского кино, которое говорит с потребителями массового искусства об обретении веры, которое задевает, раздражает, провоцирует, заставляет спорить, узнавать, как там все было на самом деле. Искать истину… Тем, кто хочет ознакомиться с научным взглядом на историю князя Владимира и Крещения Руси, стоит прочесть следующие книги: — Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. — Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. СПб., 2008. Газета «Православие и современность» № 03 (575) Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии. По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Русская Православная Церковь Московского Патриархата. 28 июля в 18-00 в п. Добринка в киноклубе Никольского храма бесплатно на большом экране! Будьте в курсе предстоящих событий и новостей! Присоединяйтесь к группе - Добринский храм
ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт. |
ПоискСегодняЗавтраСоциальные сетиСледите за нами в социальных сетях! Google+ Author Добринка Храм G+ Одноклассники Вконтакте Мой мир Google+ ЖЖ - LiveJournal Видео канал. ПатриархияСинодСоциальное служениеВнешние связи РПЦАналитика!Друзья сайтаЛипецкая (епархия) митрополия. Рождество-Богородицкий мужской Задонский монастырь г. Задонск. Богородице-Тихоновский женский Задонский монастырь г. Задонск (Тюнино). Образовательный центр во имя святителя Тихона Задонского. Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой и Елецкой епархии. Православная гимназия "Святителя Тихона Задонского" г. Елец. Православный молодежный культурный центр в г. Липецк "Экклезиаст". Синодальный Миссионерский отдел МП РПЦ. Отдел Образования и катехизации РПЦ. Миссионерско-апологетический проект "К Истине". Миссионерский отдел Пятигорской и Черкесской епархии. Администрация Добринского района. Воронежский городской портал 36on.ru Воронеж. Реабилитационный центр "Добринка" - Лечение алкоголизма и наркомании. Бухгалтерские услуги в Липецке. Нашему сайту профессионально юридические услуги в Липецке и сопровождение один из опытных юристов Липецка оказывает лучший адвокат Липецка Невзоров Максим Юрьевич. Вас сможет защитить во всех судах г Липецка по любому делу. Цены на бухгалтерские услуги в Липецке оказывают для ООО, ИП. Лучшие адвокаты и юристы в Липецке оказывают юридические услуги и консультации. Купить газосиликатные блоки Хебель в Липецке по ценам завода НЛМК. Форма входаКатегории раздела
Нашли ошибку на сайте?![]() РекламаБегун! |