Курсы обучения золотошвейному шитью
Раздел сайта: Новости Добринского благочиния.
30 августа 2015 года в воскресной школе "Светоч" при Никольском храме п. Добринка были открыты бесплатные курсы обучения золотошвейному шитью.
Ведется набор учеников любого пола и возраста!
Занятия будут проводиться каждую субботу в 12-30.
Это древнейшая профессия очень ценится.
Сувениры и поделки ручной работы стоят дорого!
Запись на курсы и обучение по номеру телефона:
8-920-246-73-36 Елена Владимировна Жилинская
Золотошвейная мастерская имени
святой праведной Иулиании Муромской.
Дмитрий Адоньев руководитель миссионерского отдела Добринского ЦО.
Фото автора.
Запись на курсы и обучение по номеру телефона:
8-920-246-73-36 Елена Владимировна Жилинская
Золотошвейная мастерская имени
святой праведной Иулиании Муромской.
Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов.
Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе – в основном, золотом шили церковные облачения и предметы. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити.
На Руси золотое (золотное) шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы: редкую красоту их изделий отметил А.С. Пушкин. Будучи в Торжке, поэт купил в подарок княгине В. Ф. Вяземской расшитые шелковые пояса. Упоминая о них в письме к другу, Пушкин пишет: «Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». А в знаменитой гостинице Пожарского, где останавливался поэт, регулярно проводились выставки-ярмарки золотошвейных изделий.
История торжокского золотного шитья уходит в глубь веков, в XII-XIII век, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии – вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.
Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.
Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. Окончательно золотое шитье не исчезло благодаря энтузиасту Дмитрию Романову, который в конце XIX в. объединил вышивальщиц в мастерскую при земской управе. Однако после его смерти в 1915 году артель была распущена и возродилась лишь в советское время в виде золотошвейной профтехшколы. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.
Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания. Кстати, ее также называли «филигрань» – отсюда и «филигранная работа». Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении – «волочёнка» и расплющенная – «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.