Отверстые (открытые) на Литургии Царские врата (двери в алтарь)
В ранней Церкви богослужение часто проходило в храмах, где алтарная преграда и Царские врата как ее часть отсутствовали вообще. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой восходят к IV веку. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Со временем завесы широко распространились в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе.
Тем не менее, алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его для молящихся в храме.
В православном Предании алтарь является символическим изображением рая. В процессе развития православного богослужения Царские врата (в греческой традиции — «Святые врата») приобрели большое символическое значение. На великой вечерне в составе всенощного бдения при открытии Царских врат зажигается свет в храме для молящихся, что символизирует открытие врат рая и наполнение всех райским светом.
Особое значение Царских врат проявляется также в том, что во время богослужения священнослужители выходят ими из алтаря только в определенных случаях. Например, во время причащения мирян через них выходит служащий литургию священник, олицетворяющий Царя Славы Господа Иисуса Христа, присутствующего во Святых Дарах.
Наконец, в дни Святой Пасхи Царские врата остаются открытыми в течение всей Светлой седмицы, символизируя победу Христа над смертью и рай, открытый Воскресением Христовым для всех верующих в Него.
На сегодня во многих приходских храмах Элладской церкви царских врат вообще не существует, а завеса отдергивается перед началом литургии и остается открытой до конца службы.
Со временем право совершения литургии с отверстыми Царскими вратами (в двух видах: либо до Херувимской песни, либо до молитвы «Отче наш») приобрело в Русской церкви статус награды, которой удостаивали наиболее заслуженных священнослужителей.