Патриарх Кирилл назвал фильм «Матильда» ранящей людей фальшивкой
В споры вокруг еще не вышедшего на большой экран фильма Алексея Учителя "Матильда" давно вовлечены и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, смотревший фильм по просьбе режиссера, и глава Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов), читавший сценарий. А вот сам Патриарх Кирилл на сей счет хранил молчание. 12 октября 2017 г., на заседании Высшего церковного совета, он, наконец, его прервал.
12 октября 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.
Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.
Мы заседаем в октябре, и нас отделяют буквально дни от 100-летия воспоминаний о революционных событиях. В связи с этим хотел бы сказать несколько вступительных слов, поделиться с вами своими мыслями.
Ровно сто лет назад в эти дни в нашей стране происходили революционные события. Именно тогда Россия стремительно шла к большевистской революции — на тот момент она была уже неизбежна, в обстановке всеобщего хаоса, фактического безвластия и военного кризиса.
Последствия событий 1917 года мы хорошо осознаем. Даже тот храм, в котором мы сейчас находимся, — его уничтожение, печально знаменитая кинохроника взрыва Храма Христа Спасителя — яркий символ яростного разрушения, бунта, подрыва устоев, которые принес с собой октябрь 1917 года.
Но Храм Христа Спасителя сегодня есть. Он восстановлен во всем благолепии. И этот восстановленный храм — значительно более важный для нас символ. Символ примирения, символ исправления трагических ошибок наших предшественников.
Оценивая события 1917 года и их последствия, мы должны держать перед глазами обе картины. Взрыв храма и его восстановление — это звенья единой цепи нашей истории ХХ века, и оценивать ее можно только целостно. Ни в коем случае не отрицать и не обелять очевидное зло, — но признавать факты, анализировать их во избежание повторения революционных ужасов.
Однако мы сегодняшние смотрим на это зло уже из перспективы его преодоления — мы молимся и собираемся в восстановленном храме. Именно в комплексе этого храма, что также символично, проходят заседания Всемирного русского народного собора, главная цель которого — консолидация нашего народа. Именно в этих стенах многократно звучали наши слова, заявления общественности о необходимости примирения, в том числе исторического, о важности солидарности. Именно примирение и солидарность должны быть рефреном нашей сегодняшней общественной дискуссии — тем более с оглядкой на недавнюю историю.
Возможна ли объективная оценка истории? Спорный вопрос и предмет баталий. История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом.
События ХХ века для многих людей — это все еще кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за ее пределы… К сожалению, эти горькие страницы нашего прошлого сегодня часто становятся предметом спекуляций, в том числе и на художественном уровне. Художник имеет право на художественный вымысел. Но художественный вымысел и ложь — это разные вещи. Художественный вымысел является драматургическим приемом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь — это не драматургический прием. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий. Не потому ли обращенный к стране призыв Александра Исаевича Солженицына «жить не по лжи» прозвучал так пронзительно и получил такой живой отклик, и в первую очередь в среде нашей художественной интеллигенции?
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — это слова Василия Осиповича Ключевского. Какие уроки ХХ века нам самим необходимо выучить, чтобы не наступать на те же самые грабли?
Хочется надеяться, что все наши воспоминания о событиях недавнего прошлого — в том числе в форме произведений искусства — будут содействовать прежде всего примирению, а не служить источником новых раздоров и гражданских распрей, не становиться поводом для оскорбления чьих-либо чувств и ценностей. Мы все — верующие и атеисты, художники и нехудожники, консерваторы и либералы — призваны к тому, чтобы жить в одной стране, в одном обществе и заботиться о его целостности.
Каждую Литургию мы молимся о единстве. Так же мы призваны молиться и о гражданском единстве, о единении народа, памятуя о страшных искушениях, о раздорах и противостояниях, сотрясших Россию в ХХ веке.
Благодарю за внимание.
Поразмышляем...
В том, что режиссер "Матильды", человек по фамилии Учитель, сознательно исказил исторические факты – сомневаться не приходится. Как и в том, что ему очень скоро придется ответить за свое художество перед законом. Нет, не Высшим, а вполне земным – сама организация съемок этого фильма уже вызывает вопросы у абсолютно светских, но весьма компетентных органов. Но пример Учителя (другим наука!) – поучителен именно как наглядная иллюстрация того, где же находится грань между художественным вымыслом и грубой ложью.
Действительно, трагические события XX столетия – страшный, но запоминающийся урок всем нам, русским людям, однако даже они пока не стали для нас "прививкой ото лжи". Залогом того, что мы больше не наступим на окрашенные в кровавые тона исторические грабли. А для того, чтобы подобная трагедия не повторилась, нам нужно искать не скандалы и разделения, пусть даже самые яркие и драматические, но тихое житие во всяком благочестии и чистоте. На заседании Высшего Церковного Совета Патриарх Кирилл сказал:
Добавить нечего. Действительно мы ответственны за будущее нашей страны и ее культуры, а потому призваны незлобиво, в добром разумении, но твердо и жестко отстаивать историческую правду. И, конечно же, помнить слова святого апостола Павла: "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет".
Видеозапись 6 минут.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 12 октября 2017 года