Приветствие митрополита Липецкого и Задонского АРСЕНИЯ на региональном этапе XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Ваши Высокопреподобия и Преподобия,
дорогие братия и сестры, дамы и господа!
Приветствую всех Вас на открытии нашего регионального этапа ХХХII Международных Рождественских образовательных чтений.
Тема нашей встречи побуждает на время забыть о стремительно ускоряющемся ритме современной социальной действительностии дать некую оценку нашей личной и общественной жизни, чтобы понять в каком направлении следует продолжить совместные усилия, для удержания курса развития общества и нравственных устоев государственности. Наше религиозное мышление, благодаря христианской вере пращуров, сформировавшееся на протяжении веков через труды святаго равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, ценилось в далеком прошлом наравне с жизнью.
Всем нам известно, каким непростым для Православной Церкви в нашем Отечестве был прошлый век, хотя на рубеже 19-го и 20-го столетий многие в мире считали Русь незыблемым оплотом Православия, называя её Третьим Римом или Святою Русью. В умах большинства представителей этих веков царило осознание некоего идеала святости как цели земной жизни.
Однако, пребывая в самоуверенности и самоуспокоенности на фоне успехов государственного строительства и развития социальной сферы, не заметили, как церковная жизнь стала для многих из них лишь внешней формой, данью традиции, перестав быть внутренним жизненным ориентироми нравственным стержнем. Оскудел тогда в людях молитвенный подвиг, пропало стремление быть преданными Христу и Его Святой Церкви, а либеральные воззрения и увлечения новомодными философскими течениями привели к тому, что корабль Православия в нашей Отчизне потерпел большую пробоину, а с ним и сама Держава Российская. Те наши предки, которые еще оставались на этом корабле, старались хранить устои веры, запечатлев свою преданность Христу.
Лучшими сынами и дочерьми нашего Отечества того времении более позднего были явлены подвиги исповедничества и мученичества за Христа, а также правдивости и честности гражданскому долгу. По своему социальному положению они относились и к Императорскому дому, и великокняжеским личностям, святителям и священнослужителям, монашествующим и мирянам. Последнее десятилетие 20-го и начало 21-го веков по настоящее время всем нам и гражданам мира свидетельствует о прославлении и реабилитации этих замечательных мужей и жен, как святых мучеников и исповедников, братьев и сестер невинно пострадавших за правду и принципиальность.
Во многом благодаря этим святым и честным сынам и дочерям Отечества, а также православным христианам того времени, не являвшим себя открыто обществу, свет Христовой Истины хранился в семьях и предлагался общественности через искусство, культуру и образование. 70 лет официального атеизма не заглушили ростков свежей поросли Духа Православия, ибо лучшие представители советской культуры и педагогической мысли, вкладывали в свое творчество христианские нравственные идеалы, подспудно способствуя пробуждению жажды запрещенного религиозного познания и церковной жизни.
Достаточно вспомнить, что в те годы, когда официальной властью было обещано навсегда расстаться с религией и верованиями, на экраны кинотеатров вышел исторический фильм 1938 г. Сергея Эйзенштейна о святом древнерусском князе, дипломате, полководце, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере – «Александр Невский», заслуживший всенародное признание. Правомерно упомянуть здесь и композитора Сергея Прокофьева, написавшего к этому фильму замечательную потрясающую музыку, а также вспомнить и тех композиторов и поэтов, которые смогли в песнях о Великой Отечественной войне раскрыть христианский идеал любви к Родине и близким. Уместно вспомнить и Илью Глазунова, художника современности, отразившего на многих своих ранних полотнах дух православной Руси, ее тернистый исторический путь. О многом свидетельствует и то, что образовательный процесс в советских школах строился на трудах выдающихся педагогов Константина Ушинского и Антона Макаренко, предложивших в основу воспитания подрастающего поколения нравственные качества личности, по своей сути являющиеся христианским морально-нравственным правилом.
Не случайно многие соотечественники, воспитанные на высоких образцах советской культуры, в 90-е годы прошлого века поспешили в открывающиеся храмы, чтобы напитаться духом Христовой веры, которая недоступна была им в повседневной жизни. Вновь явленные прихожане стали полезными начавшемуся церковному строительству и духовному возрождению нашего общества, стремясь посильно внести в общее дело свою лепту: трудом, талантом и пожертвованием. Вспоминая приходскую жизнь того трудного десятилетия предшествующего века, невольно думаешь, с каким энтузиазмом мы все объединялись в единомыслии и соработничестве на восстановлении и возрождении порушенных в годы лихолетий храмов, монастырей и источников. То было поистине для нас – старшего поколения, детской радостью и утешением в обретении любящего Небесного Отца и Его Пречистой Материи встречи со святынями. Наша увлеченность на Ниве Христовой того времени возродила не только крестные ходы, но и многих из нас побудила к принятию священного сана и иноческого звания, благодаря чего слово Божие стало проповедоваться и совершаться таинства Божии в тех местах, где это было невозможно и недозволенно в советский период бытия нашего Отечества.
Но прошло всего два десятка лет нового века и на фоне все ускоряющегося потока социальной жизни, мы стали свидетелями того, что среди нас духовная жизнь в Отечестве словно замерла, так что иной раз задаешься вопросом подобно апостолу: «Что же такое случилось? Кто нас обольстили убедил относиться к Церкви Христовой иначе? Не мы ли заботились и служили, и считали ее дороже очей своих?» (ср. Гал. 4:15). Одной из причин такого скорого изменения общественного сознания видится в коренном изменении внутреннего содержания массовой культуры в самом широком её аспекте, ставшей за эти немногие годы практически полностью коммерческой, а потому служащей совсем иным идеалам, а именно – идолу секулярного, потребительского общества, мировоззренческим базисом которого является представление о сиюминутности человеческого бытия, вне его взаимосвязи с вечностью. Идеологи этого направления настолько убеждены в своем успехе, что самоуверенно называют современный мир постхристианским, заявляя, что христианские ценности устарели, и общество перешло на новую ступень развития. Однако на практике это ни что иное, как впадение в новоязычество, под ненасытным лозунгом «Ешь, пей, веселись, потому что завтра умирать».
От нашего с Вами произволения зависит, какой путь изберет наше общество: путь духовной жизни или путь духовного угасания (см.: Втор. 30:19) и нам важно объединить все усилия, чтобы в наших душах, в нашем современном сообществе восторжествовала правда Божия, восторжествовал тот свет разума, который принес в мир воплощение Сына Божия. А для этого нам необходимо вспомнить, что все мы едино составляем Церковь Божию, глава Которой – Христос, ибо то опасное, что произошло в последние годы со значительной частью нашей православной общественности, – о чем я говорил ранее, – стало отстраненное восприятие Церкви как некоего социального института, в котором священноначалие и духовенство предоставляют по востребованию определенные «услуги», при этом немалая часть крещеных воспринимает себя как не единый церковный организм, а как стороннего заказчика ряда религиозных услуг. И от этого разделения, конечно, страдает весь строй нашей жизни, личной и общественной.
Рассуждая на начавшемся форуме о нарастающих вызовах современности и действенных ответах на них, важно помнить о главном, – что каждый из нас наделен ответственностью быть светом мира; стать хотя бы маленькой, но Вифлеемской звездой, не той, которая срывается с неба, подобно метеору, чтобы привлечь к себе взоры кратким ослепительным паденьем, а той, которая теплым светом очей, доброй улыбки и благородных поступков привлекает взоры к Тому, Кто есть Путь, Истина и Жизнь.
В заключение хотел бы привести участникам епархиальных Рождественских чтений пожелание Предстоятеля нашей Святой Матери Церкви: «осознать свою особую ответственность за духовное воспитание православных детей и молодежи в то судьбоносное время, в которое всех нас Господь призвал жить и трудиться. Время непростое, но времена мы не выбираем. Господь помещает нас в тот исторический период, когда нам надлежит жить, трудиться, прославлять Господа и совершать добрые дела, которые способны открыть сердца и умы людей к восприятию слова Божественной истины».