.







.
.
.
.


Добро пожаловать на официальный сайт Никольского храма п. Добринка Липецкой области
Липецкой епархии Добринского благочиния Русской Православной Церкви Московского Патриархата!

Подать записки в храм (за здравие и за упокой) для поминовения имен за Богослужением поставить свечи перед иконами

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМЕ - ПОСТАВИТЬ СВЕЧИ ПЕРЕД ИКОНАМИ

Поделиться с друзьями в социальных сетях.
Продолжение интервью с протодиаконом Андреем Кураев о его увольнении из МДА.

Суеверия против богословия?

- В Церкви и в государстве сейчас вообще очень популярна такая риторика: мы в окопе сидим и отстреливаемся, якобы ведутся постоянные войны, в основном информационные. Я смотрю, вы эту тревожность в какой-то степени разделяете?..

- Представьте себе: есть средневековый городок, обнесенный стеной. Городу тесно в этих стенах, поэтому он потихонечку все время расползается в окрестности. Кто-то сарайчик построил за стеной города, кто-то – дачку… Так тихо-мирно живут лет 70. Вдруг идет весть о том, что прорвалась какая-то варварская орда и через неделю она будет здесь. Город готовится к осаде. Одна из первых вещей, которую город должен сделать – сам сжечь все пригородные палисаднички, разобрать сарайчики, прилепившиеся к городской стене с обеих сторон, чтобы доступ был затруднен снаружи, а изнутри ничто не мешало своим – солдатам, которые бегут к стенам, горожанам, которые подносят им боеприпасы и снаряжение.

Если мы убеждены в том, что на Церковь идет орда, мы должны подумать, не слишком ли много у нас соломы. Например, наши суеверия, пусть даже благочестивые – если они будут сопоставимы по значимости с нашими догматами, нашу веру будут бить за не вполне наши суеверия. Вот почему я выступаю против эпатирующего библейского буквализма священника Даниила Сысоева и его последователей – они подставляют Церковь, а не защищают ее.

- Где заканчивается догматика и начинаются церковные суеверия? Покойный отец Даниил и его последователи напирают на то, что они следуют отцам.

- Пусть они успокоятся: у отцов бывают десятки толкований одного и того же библейского текста. В области догматики я придерживаюсь слов преподобного Григория Синаита: «Чисто исповедовать Троицу в Боге и двоицу во Христе – в этом я вижу предел православия». Вся наша догматика выражается в пальчиках, когда мы совершаем крестное знамение. По остальным вопросам, я полагаю, в Церкви вполне может быть разнообразие суждений.

- И даже по тем, по которым есть consensus partum?

- Чтобы установить, есть consensus partum или нет, нужно собрать ученый совет Московской духовной академии. А отнюдь не сысоевский кружок. Чтобы установить согласие всех отцов, надо прочитать все их тексты. А они написаны на латыни, древнесирийском, древнегреческом, древнегрузинском, древнеармянском и других языках. Я не думаю, что это по силам какому-нибудь одному человеку. Это по силам только сообществу ученейших людей.

PR-война

- А если вернуться к теме войны против Церкви?

- На войне должно быть много разных родов войск. Вспомним войну с Наполеоном 1812 года. Есть гвардейские полки, а есть калмыцкая или башкирская конница, есть десятки казачьих полков, которые шарят по окрестностям, разведывают, что происходит, участвуют в мелких тревожащих столкновениях и прочее. В общем, защищают более-менее фланги и дают информацию.

В информационном пространстве у Церкви должно быть много голов, говорящих на разных языках и в разные стороны, а не только в сторону Кремля. Должна быть спокойная дискуссия внутри Церкви. Когда заявляется, что все священнослужители должны транслировать только одну официальную позицию, ­– это путь в тупик. В этом случае нас будут слышать только те, кто изначально желают слышать официальную позицию – жертвы Первого канала, в лучшем случае. Но мир России гораздо шире.

- Вы и в качестве миссионера, и в качестве церковного публициста, и в качестве блогера неоднократно применяли PR-технологии…

- Я вообще не знаю что это такое. Я никаких учебников на эту тему не читал принципиально. Я просто общаюсь с людьми. Знаю, что нужно делать, когда вижу, что аудитория теряется или засыпает.

Это опыт любого лектора. Причем тут PR-технологии? PR-консультанта у меня нет. И я работать в качестве PR-консультанта тоже не могу, потому что не знаю технологию.

Cразу скажу – мне совершенно «фиолетовы» любые рейтинги. Сейчас очень модно говорить, что «Кураев в погоне за рейтингами» – даже протоиерей Всеволод Чаплин об этом говорит. Да я в топ Яндекса никогда не заглядывал, мне это просто не нужно.

Да, я – человек. У меня есть тщеславие. Но это мое чувство было перекормлено еще в 90-е годы. В моей жизни было всё. Участие в самых популярных телепередачах. Переполненные залы. Овации. Моя физиономия красовалась на обложках глянцевых журналов. У меня вышло пятьдесят книг, есть какие-то ордена и звания. Вот только счастья нет. (смеется) Поэтому я прекрасно знаю, что счастье не в этом.

Вне политики

- Вас сейчас часто записывают в церковные либералы. Есть в Церкви, государстве и обществе такое разделение – на либералов и консерваторов? Что это за позиции?

- Я видел несколько записей настоящих либералов, которые шипят по этому поводу. Они понимают, что на самом деле я жуткий мракобес, но теперь меня приписывают к ним, и их от этого соседства корежит.

Люди, не печальтесь, не надейтесь и не пугайтесь. Моя система ценностей прежняя и, кстати говоря, вполне себе государственническая. Я даже Путина критикую скорее справа, а не слева.

Мне кажется, на сегодняшний день поляризация на либералов и консерваторов очень-очень искусственна, потому что изрядно (может быть, даже сознательно) перепутаны критерии, по которым можно определять одних и других. Прежде всего, неверна установка, что консерватор должен быть верен официозу, или официоз консервативен по определению. Это совсем не очевидно. Все сложнее.

И честное слово, мне неинтересно распределять людей по партиям. Мне неважно, к какой партии принадлежит мой собеседник, тот, или иной человек, потому что я сам человек не партийный. Мне более чем достаточно одной идентичности – я христианин, член Православной Вселенской Церкви.

Никакого политического заказа у меня нет. К сожалению. Даже обидно – никто не пробует меня купить.

Будущее настало

- Каким вы видите свое ближайшее желаемое будущее?

- Мое желаемое будущее пришло. Мне сделали шикарный новогодний подарок. В нашей Церкви свобода – это редкостный дар. Я знаю батюшек, которые платят большие деньги епископам, чтобы получить отпускную грамоту, чтобы иметь возможность уйти от своего деспота. Так что многие священники, а может, и епископы мне сейчас по-хорошему завидуют. Помните диалог в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»:

— Барон, объясните суду, почему 20 лет все было хорошо, и, вдруг такая трагедия?

— Извините, господин судья, двадцать лет длилась трагедия и только теперь всё должно быть хорошо!

- И что вы теперь делать будете? Отвлечетесь от актуальных тем на серьезное богословие?

- Не знаю, посмотрим, как получится. Понимаете, я действительно люблю свою родную Русскую Православную Церковь и хочу ей помочь. Если я сейчас куда-то удалюсь, пусть даже в чисто богословские труды или, напротив, примкну к партии Кирилла Фролова, всегда ликующей и одобряющей, то это будет деморализующим для многих священников и церковных людей.

У меня идеальная ситуация – у меня нет карьерных планов.

Нет страха за семью.

У меня есть гражданская профессия и признание в гражданском обществе. В этом смысле у меня есть финансовая независимость от церковного служения.

Мой диаконский сан очень маленький, и это тоже форма свободы: у меня нет обязанностей перед моим приходом и моими духовными чадами.

К церковным деньгам отношения никогда не имел, и поэтому «хищение имущества» или «нарушение финансовой дисциплины» мне вдогонку приписать нельзя.

Вся моя жизнь была предельно публична – и какого-то серьезного компромата не породила…

В общем я такой круглый колобок, которого трудно взять за шкирку и что-то приказать. И если в этих идеальных условиях даже я начну что-то говорить против совести, и люди поймут, что это против совести, это будет очень плохой пример.

Кто остановит Кураева?

Я не собираюсь играться в смиренненького послушничка. Мне не восемнадцать лет. Я понимаю, что у меня есть определенный статус, есть ожидания людей. Делать вид, что я никто и звать меня никак – это нечестно, это лицемерие.

Но определенное бесстрашие перед людьми не означает отсутствие страха Божия. Заставить меня замолчать может, например, серьезная болезнь или травма. Господи, я езжу на скутере. Если Ты сочтешь нужным прекратить мою вредоносную деятельность, достаточно камешка под ногами соседней машины, льдинки – да мало ли чего! Помните у Паскаля про мыслящий тростник – «Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить меня. Для моего умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды…»

Я верю в Бога и Его Промысл. Господь попустил мне ошибиться в декабре насчет намерений патриархии – но в итоге произошло то, что я не планировал, и что все же считаю благом для Церкви. Промыслу иногда бывают нужны и ослики и малорослики и перерожденцы горлумы и даже толстые и скандальные дьякона.

Где Церковь?

- Многие люди заинтересовались верой благодаря вашим книгам. Сейчас некоторые из них пребывают в шоке: куда вы, отец Андрей, нас завели?

- Я никаких самочинных сборищ устраивать не собираюсь. Я даже прошу не писать писем в патриархию мою поддержку. Людей я «завел» в Церковь, из которой уходить не собираюсь. Хотите быть со мной? – Будьте в Русской православной Церви..

- Спрашивают: что же это за Церковь такая, если здесь такое происходит? Что теперь делать?

- Есть такие слова Игнатия Богоносца: «Где епископ, там и Церковь». А если епископ, простите, в афедроне послушника – где Церковь? Ответ печален. Но, мне кажется, не я должен эту проблему разруливать. Эта проблема должна быть осознана и богословски, в том числе, экклезиологически, и административно.

У любого публичного человека есть разрыв между тем, чему мы учим, и тем, как мы на самом деле живем. У меня этот разрыв тоже есть. Но нужно же придерживаться хоть каких-то правил приличия! Когда иерарх только что делал то, что я сказал, а затем выходит и начинает говорить про радость жизни во Христе, про послушание матери-Церкви и прочие благоуветливые глаголы – как-то противно от этого становится. Святые слова протухают в таких гнилых устах. И я не дам ответа, как после этого остаться в Церкви. Не дам именно потому, что я хотел бы, чтобы это стало предметом боли церковного сознания и богословия. Я же не единственный богослов в нашей Церкви. В чем-то даже совсем не богослов. Есть люди, более умудренные, чем я – пусть Церковь обратится к ним.

Это не просто вопрос для богословской комиссии или ученого совета академии. Это вопрос для общецерковного осознания.

Формальные ответы я знаю. Пока епископ не начинает официально проповедовать ересь и понуждать к согласию с ним подчиненных ему клириков, до той поры он остается каноническим епископом. Но я знаю и то, что далеко не всегда и не всех эти формальные ответы убеждают. Есть у людей и другие критерии.

- Хорошо, лично вы продолжаете считать себя чадом Русской Православной Церкви?

- Да.

- А для семинаристов в Казанской семинарии этот вопрос стоит?

- Они пострадали больше, чем я. Моя судьба в церкви всегда была на зависть успешной. А они получили травму на взлете. Так что мой выбор – это мой выбор, но при этом я могу понять тех, кто сделает выбор другой.

Как выжить в Церкви?

Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Есть люди с травматическим опытом в Церкви». Я не первый год пишу о «темном двойнике Церкви» (термин С. Фуделя). Я в 90-е годы читал лекции на тему «Техника религиозной безопасности» и говорил о том, как не попасть в секту, как отличить секту от Православной Церкви.

Потом стало понятно, что в Церковь мало прийти, в Церкви надо остаться и уметь выжить – и стал больше говорить об этом. С тех пор я просто продолжал эту линию.

- Можете в двух словах сказать, как?

- Напомню замечательные слова Александра Твардовского из его поэмы «Теркин на том свете». Он говорил про партийно-государственный аппарат, но я считаю, что его слова могут иметь экклезиологическое приложение:

Это вроде как машина

Скорой помощи идет

Сама режет, сама давит,

Сама помощь подает.

Вот это про нашу церковную жизнь. И режет, и спасает. И это все она – наша Церковь. Мы с вами. Планета людей.

Беседовала Мария Сеньчукова




Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Вконтакте Одноклассники

Поиск

Сегодня

Завтра


Социальные сети

Следите за нами в социальных сетях!
Наши группы и страницы:

Google+ Author Добринка Храм G+

Елицы
Одноклассники
Вконтакте
Мой мир
Google+
ЖЖ - LiveJournal

Видео канал.
YouTube

Патриархия

Синод

Социальное служение

Внешние связи РПЦ

Аналитика!

Друзья сайта

Патриархия.

Липецкая (епархия) митрополия.

Рождество-Богородицкий мужской Задонский монастырь г. Задонск.

Богородице-Тихоновский женский Задонский монастырь г. Задонск (Тюнино).

Образовательный центр во имя святителя Тихона Задонского.

Отдел религиозного образования и катехизации Липецкой и Елецкой епархии.

Православная гимназия "Святителя Тихона Задонского" г. Елец.

1-е Липецкое благочиние.

Православный молодежный культурный центр в г. Липецк "Экклезиаст".

Синодальный Миссионерский отдел МП РПЦ.

Отдел Образования и катехизации РПЦ.

Миссионерско-апологетический проект "К Истине".

Миссионерский отдел Пятигорской и Черкесской епархии.

Администрация Добринского района.

Добринские вести.

Воронежский городской портал 36on.ru Воронеж.

Большой Воронежский Форум.

Реабилитационный центр "Добринка" - Лечение алкоголизма и наркомании.

Купить газосиликатные блоки Хебель в Липецке по ценам завода НЛМК.

Статистика


Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Яндекс.Метрика . рефераты

Форма входа

Категории раздела

Добринка [0]
Новости прихода Никольского храма поселка Добринка за 2018 год.

Нашли ошибку на сайте?

Система Orphus

Реклама

Бегун!