Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы «Светоч» прихода Никольского храма п. Добринка на 2015/2016 учебный год
Воскресная школа «Светоч» Прихода Никольского храма п. Добринка
«Согласовано» ____ от ____ ____ 20__ г. ___________________________________ Протоиерей Виталий Диесперов, председатель отдела религиозного образования и катехизации Липецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
|
«УТВЕРЖДАЮ» «___»________________20____г. ______________________________ Директор воскресной школы «Светоч» при Никольском храме п. Добринка Липецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
|
Программа учебно-воспитательной деятельности
Воскресной школы «Светоч»
Прихода Никольского храма п. Добринка
на 2015/2016 учебный год.
п. Добринка, 2015 г
1. Пояснительная записка
1.1. Цель деятельности воскресной школы – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви.
1.2. Задачи воскресной школы по отношению к воспитанникам: а) религиозно-нравственное обучение и воспитание; б) всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству; в) развитие стремления учащегося воскресной школы к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода; г) адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали; д) формирование общей культуры; е) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.
1.3. Для достижения уставных целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности: а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности; б) проведение дополнительных личностно - и социально-ориентированных занятий (художественно-эстетических, исторических, научно-технических, социально-педагогических, физкультурно-спортивных, культурологических, естественнонаучных, туристско-краеведческих, социально-экономических), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина; в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности; г) организация военно-патриотических, военно-спортивных, археологических, молодежных отрядов; д) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих); е) организация в установленном порядке досуговых и оздоровительных лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием) на своей базе, а также по месту жительства детей; ж) организация и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов, конференций.
1.4. Принципы и подходы к обучению и воспитанию детей.
В основе обучения и воспитания детей лежат принципы Христоцентричности, преемственности, целостности, верности традиции, а также системный подход, который обеспечивает: а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников; б) создание для воспитанников духовной и нравственной среды, способствующей обожению человека; в) построение учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей.
1.5. Участники учебно-воспитательной деятельности
1.5.1. Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются: настоятель прихода, директор воскресной школы, духовник, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.
1.5.2. Права и обязанности учащихся, их родителей или законных представителей как участников учебно-воспитательного процесса определяются действующим Положением воскресной школы.
2. Цели и результаты учебно-воспитательной деятельности на каждой ступени: личностные и предметные
2.1. Цель – усвоение вероучительных знаний и формирование навыков христианского благочестия в обыденной жизни.
2.2. Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать:
а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;
б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;
г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;
д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;
е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;
ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
и) формирование ответственности и прилежания в учебе;
к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.3. Цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности:
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).
Для дошкольников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут.
Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:
- понимание, что Бог есть Творец мира;
- знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;
- представление о Церкви Христовой как доме Божием;
- представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
- знание Заповедей Божиих (обзорно);
- знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
- умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
- умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
- умение петь простые песнопения;
- умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».
Предметные результаты изучения «Закона Божия»:
- знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
- знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
- представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
- представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
- знание названий двунадесятых и великих праздников;
- знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;
- знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
- представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
- знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
- умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
- осознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.
Использование своих знаний для:
- выявления и осознания собственных греховных поступков;
- построения исповеди и исправления грехов.
Предметные результаты изучения церковнославянского языка:
- знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
- знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
- знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
- знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
- знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
- знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
- овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
- умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
- умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
- умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
- умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
- умение работать с церковнославянскими словарями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:
- читать и понимать церковнославянский текст;
- знать наизусть основные молитвы;
- самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
- осмысленно участвовать в Богослужении.
Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:
- знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;
- знание нотной записи песнопений;
- знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;
- знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;
- знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;
- знание особенностей праздничных служб;
- умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
- умение правильно интонировать мелодии гласов;
- умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;
- владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;
- соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
- умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);
- соблюдать правила поведения на клиросе;
- ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;
- петь под руководством регента.
ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:
- знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;
- знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
- знание Десяти заповедей Божиих;
- знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
- умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
- умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
- умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
- умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
- высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
- использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:
- знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
- знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
- знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
- знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
- представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
- умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
- умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
- умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
- высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
- использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:
- знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
- знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
- представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
- понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
- представление о Поместных Православных Церквах;
- умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
- умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
- объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
Предметные результаты изучения «Христианской этики»:
- представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
- знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
- знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
- представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
- умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
- самоидентификации себя в мире как христианина;
- противостояния злу в мире и в самом себе.
3. Программа духовно-нравственного воспитания детей
(прилагается отдельным документом)
4. Учебный план воскресной школы
Сетка часов учебного плана. Дошкольная ступень
Учебные предметы |
Количество часов в неделю (всего за год) |
||
I-й год обучения |
II-й год обучения |
||
Введение в Закон Божий |
0,5 час (14 часов) |
0,5 час (14 часов) |
|
Урок творчества |
0,5 часа (14 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
|
Народное пение |
0,5 час (14 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
|
Итого: |
1,5 часа – в неделю (42 часа в год) |
1,5 часа – в неделю (42 часа в год) |
|
Сетка часов учебного плана. Начальная ступень
Учебные предметы |
Количество часов в неделю (всего за год) |
|||
I-й год обучения |
II-й год обучения |
III-й год обучения |
IV-й год обучения |
|
Священная библейская история (Священное Писание Ветхого Завета) |
0,5 часа (14 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
- |
- |
Священная библейская история (Священное Писание Нового Завета) |
|
|
0,5 часа (14 часов) |
0,5 часа (14 часов)
|
История Христианской Церкви |
- |
- |
0,5 часа (14 часов) |
- |
Устройство православного храма и богослужение |
0,5 час (14 часов) |
0,5 час (14 часов) |
- |
- |
Основы христианской нравственности |
0,5 часа (14 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
|
Церковно-славянский язык |
- |
- |
- |
0,5 часа (14 часов) |
Основы хорового и церковного пения |
|
|
0,5 часа (14 часов) |
0,5 часа (14 часов) |
Итого: |
1,5 часа (42 часа) |
1,5 часа (42 часа) |
2 часа (56 часов) |
1,5 часа (42 часа) |
Сетка часов учебного плана. Основная ступень
Учебные предметы |
Количество часов в неделю (всего за год) |
|||
I-й год обучения |
II-й год обучения |
III-й год обучения |
IV-й год обучения |
|
Священное Писание: Ветхий Завет |
1час (28 часов) |
- |
- |
- |
Священное Писание: Новый Завет |
- |
1час (28 часов) |
0,5часа (14 часов) |
- |
Православное Богослужение |
1час (28 часов) |
- |
- |
- |
Основы православного вероучения |
- |
1час (28 часов) |
1 час (28 часов) |
_ |
История Христианской Церкви |
- |
- |
1час (28 часов) |
1час (28 часов) |
Христианская этика |
- |
- |
- |
1час (28 часов) |
Агиография |
1час (28 часов) |
1час (28 часов) |
|
|
Сектоведение |
|
|
1час (28 часов) |
1час (28 часов) |
Итого: |
3 часа (84 часа) |
3 часа (84 часа) |
3,5 часа (98 часов) |
3 часа (84 часа) |
5. Программа по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности: основная и дополнительная части
(прилагается отдельным документом)
6. Особенности организации учебно-воспитательной деятельности: привлечение кадров, материально-техническое и информационное обеспечение, источники финансирования
В церковно-приходскую школу зачисляет учащихся директор школы с благословения настоятеля на основании письменного заявления родителей (законных представителей). При зачислении в воскресную школу директор знакомит родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в воскресной школе и другими локальными актами школы). Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений.
Состав и количество классов в церковно-приходской школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений и условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса.
В воскресной школе организуются дополнительные занятия в форме кружков, секций. Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.
6.1. Характеристика кадрового состава
50% укомплектованности воскресной школы педагогическими кадрами. Количество квалифицированных педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность с детьми-3. В их числе: педагоги высшей квалификационной категории -2, первой категории – 1.
Характеристика |
Критерий
|
Школа |
Количество педагогов
|
1. Общее |
6 |
Из них: |
||
Женщин |
3 |
|
Мужчин |
3 |
|
2. Средний возраст: |
||
20 -30 лет |
1 |
|
30 - 40 лет |
3 |
|
40 – 50 лет |
0 |
|
50 -60 лет |
1 |
|
Свыше 60 лет |
1 |
|
1.Совместители |
6 |
|
2.Декретный отпуск |
0 |
|
Стаж работы педагогов |
До 3-х лет |
0 |
3-5 лет |
3 |
|
5-10 лет |
0 |
|
10-20 лет |
1 |
|
Более 20 лет |
1 |
|
Более 30 лет |
1 |
|
Более 40 лет |
0 |
|
Образование педагогов |
1.Высшее образование |
6 |
2. Средне - специальное образование |
0 |
|
3. Нет педагогического образования |
3 |
|
Квалификационные категории педагогов |
1. Вторая категория |
0 |
2. Первая категория |
1 |
|
3. Высшая категория |
2 |
В школе функционирует профессиональный стабильный преподавательский коллектив.
Педагоги работают над повышением своего профессионального уровня. За последние три года 1 педагог прошел курсы повышения квалификации при ЛИРО.
В 2015/2016 учебном году будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации, конкурсов профессионального мастерства…
Квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.
6.2. Материально-техническая и учебно-методическая база
В целом санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и задачам образовательного процесса. Территории при храме благоустроены. Воскресная школа функционирует в одном здании. Школа имеет 1 учебный кабинет, парты, доски, широкоформатный плазменный телевизор, трапезную.
Библиотека обладает общим фондом 200 единиц хранения, из них учебная литература – 10, методическая литература –5, художественная литература –150, иное – 35.
У школы нет своего сайта
Общее количество рабочих мест -
Количество рабочих мест для администрации-
Количество рабочих мест для учащихся – 20
Количество рабочих мест для учителей –
Количество рабочих мест для библиотекаря -
Телевизор - 1