Методический материал "Работа малой группы"
Задачи малой группы
Малая группа – объединение людей от 5 до 9 человек. Она создается для того, чтобы:
- организовать дискуссию для закрепления информации (например, после того, как была прочитана лекция или какой-то текст, малая группа позволит задать вопросы, разъяснить сомнения, поделиться свидетельствами)
- создать пространство личных отношений, можно сказать, общины (учить новым подлинно христианским отношениям в ней легче, чем в большом коллективе, поскольку все сразу наглядно видно, и возникающие отношения становятся значимыми для участников, продолжаются и тогда, когда группа выполнила свои задачи),
- развивать самостоятельность участников (в малой группе выявляются и воспитываются те, кто может брать на себя ответственность и обладает необходимыми данными для того, чтобы руководить, но и рядовые участники учатся мыслить, самостоятельно искать ответы).
Люди идут либо на информацию, либо на атмосферу. Малая группа позволяет сочетать то и другое.
Количество участников в 5-9 человек позволяет оптимально:
- общаться,
- распределять задачи,
- заменять друг друга в случае необходимости.
В правильно организованной группе эффективность каждого резко возрастает, имеет место синергетический эффект (один вол тянет две тонны, два – пятнадцать, так и любая группа оказывается эффективнее самого эффективного одиночки).
Правила работы в группе
Эти правила помогают соблюдать внимательную, тактичную, уважительную форму общения на равных.
- 1. Стараемся оставаться «здесь и сейчас». Для этого – первый круг и пр. 2.
- Отключаем средства связи, или информируем о причинах ожидания звонка, выходим только по действительной необходимости.
- На группе соблюдается установленный регламент высказываний - 1-3-5 минут. Это дает возможность высказаться всем и учиться более четко формулировать свои мысли. Если я уважительно отношусь ко всем участникам группы и не собираюсь «тянуть одеяло группового внимания на себя», то захочу выслушать и с интересом отнесусь к высказываниям каждого.
- Говорит всегда только один, и когда он говорит, все внимательно слушают. Не переговариваемся (без «междусобойчиков»). Это правило позволяет развивать интерес к каждому человеку, в каждом стремиться увидеть «образ Божий», концентрировать внимание на том, что происходит сейчас, а не убегать мыслями в прошлое или будущее. И с другой стороны, говорящий получает принятие. Чтобы он не говорил (в рамках правил), его слушают и принимают. Это помогает выходить на "я о`кей".
- "Я"- высказывания, говорим только от своего имени, не употребляя местоимений "ты", "мы", "они". Очень важно понимать и чувствовать, что наименее травмирующее выражение чувств происходит, когда используется «я» - высказывание. Такое выражение чувств не воспринимается как попытка обвинить, обидеть, унизить... Или напротив, польстить. И вместе с этим, "я высказывания" это + и ответственность. Это не у нас и не у них, а у меня, а что у НИХ - неизвестно.
- С уважением относимся друг ко другу, а для этого:
- Группа - пространство безопасности и доверия. Поэтому мы:
-
- не учим друг друга, не проповедуем,
- не делаем замечаний,
- не даем советов,
- не перебиваем,
- не исправляем,
- не подсказываем,
- не говорим друг о друге в третьем лице,
- не даем оценки высказываниям других членов группы (ни хороших, ни тем более плохих),
- не вешаем ярлыки.
- не спорим, а дополняем (каждый имеет право на собственное мнение),
- все приглашаются к общению, но никто не принуждается (каждый имеет право "пропустить" свое высказывание),
- стараемся принимать друг друга, какие мы есть, никого не осуждать даже в мыслях (или хотя бы ловим себя на том, что осуждаем...).
Это правила уважительного слушания и беседы на равных. Никто не учит, никто не заискивает. Нет позиции «сверху» и «снизу». Утверждается ценность каждого члена группы и ценность любого высказывания: оно ценно, потому, что есть, и потому, что ценен для Бога тот, кто его высказал. Бог принимает каждого из нас со всеми нашими достоинствами и недостатками, и этим подает нам пример - «научитесь от меня — ибо Я кроток и смирен сердцем».
Роли в малой группе
Ведущий
Ведущий и ответственный (например, священник) – разные люди. Лучше, чтобы ответственный не занимался модерацией, а участвовал в содержательном обсуждении, соблюдая правила, установленные для всех участников, не давя авторитетом эксперта или руководителя. Задачи же ведущего сводятся к модерации, т.е. он должен:
- обозначить правила и следить за их выполнением,
- спровоцировать дискуссию,
- помогать группе выйти из тупика,
- следить за атмосферой в группе и регламентом.
Для этого ведущий:
- больше молчит сам (если он будет говорить, другие будут молчать и ждать от него ответов на все вопросы),
- побуждает участников высказываться, обращаясь к группе в целом (Кто что думает? Пожалуйста, кто еще ничего не говорил?), лично (Михаил, мне кажется, ты немного выключился. Что ты думаешь?), или предлагая высказаться по очереди (Давайте все выскажемся по кругу, начиная с Натальи, и по часовой стрелке, 1-2 минуты),
- задает вопросы:
- на знание фактов (Каковы были основные вопросы, затронутые в лекции? Всем ли ясна вот эта фраза?)
- на понимание смысла (Мы познакомились с этими фактами, и что же это значит? Например, мы читали об умовении ног ученикам; что означает этот поступок, о чем он свидетельствует?),
- и на связь с сегодняшней жизнью (Как это применимо к нашей ситуации, к нашей жизни?)
Правила для ведущего:
- Не отвечает на вопросы, переадресуя их аудитории, или кратко отвечает последним.
- Прерывает «теннис» двух участников.
- Спокойно реагирует на провокации: «Хорошо, мы подождем, пока вы выйдете».
- Не дает развиваться конфликтам.
- Не выходит во время дискуссии.
- В трудных ситуациях с одним из участников:
- Предлагает потерпеть и пообщаться после общей встречи,
- Предлагает выйти и побеседовать с помощником,
- Дает высказаться, но не позволяет группе «лечить».
- Сам соблюдает правила.
Разница между катехизатором и ведущим малой группы
Катехизатор: «Спасибо вам за высказывание, а теперь я расскажу, что считает Церковь».
Ведущий: «Хороший вопрос, что каждый об этом думает?»
Первый раз люди уходят с группы в смущении, ничего не понятно, сумятица, но через два-три занятия привыкают к новому формату и видят, что все вдруг устраивается.
Хороший ведущий уверен и уровновешен, с добром реагирует на провокации, не ставит себя над аудиторией, но при этом не является и «дружбаном». Активен в том, чтобы следить за правилами (Мы же договорились… Ребята, с вами хорошо, но давайте…), искренен, когда требуется его свидетельство.
Ведущий в группе по чтению Св. Писания или в дискуссионной миссионерской группе, в принципе, верующий руководитель любого коллектива должен всегда задавать себе вопрос, кто в действительности ведет группу:
- он сам,
- группа идет сама по себе, а ведущий выключился из процесса,
- ведет ее Господь Духом Святым, а ведущий следит за порядком,
- или ведут ее какие-то другие духи (осуждения, уныния, необузданного веселья и энтузиазма, и пр.) – для этого и требуется дар различения духов.
- наблюдает за процессом и дает в конце обратную связь (но при этом участвует, не является «темной лошадкой»),
- молится,
- заменяет ведущего в трудной ситуации, работая вместе и на ведущего, не допуская конкуренции.
Таймер – следит за временем, предупреждает заранее об окончании работы или времени, выделенного на задачу.
Секретарь – записывает все, что говорится, теми же словами, минимально вмешиваясь в формулировки. Если непонятно, переспрашивает. Задача – адекватно зафиксировать все, что говорилось. Сам говорит, выйдя из роли на время, попросив кого-то взять на себя эту роль.
Докладчик – должен проанализировать, суммировать и наглядно представить все высказанное на группе.
Если мы посмотрим на жизнь нашего Господа, то Он:
- говорил поучения (лекции) для масс,
- обсуждал это с учениками (дискуссия в малой группе),
- закреплял это собственным примером в жизни вместе.
Практика
- Мастер-класс опытных ведущих. Работают а) в нормальных условиях и б) с провокациями. Потом их работа обсуждается, все делятся своими наблюдениями за поведением ведущего и участников, за общей динамикой группы.
- Кто был ведущим?
- Что получилось, с чем были трудности?
- Удалось ли всем дать высказаться?
- Дайте, пожалуйста, обратную связь ведущему по его работе. Удалось ли вам высказаться? Что было хорошо, и что добавить?
- Как себя чувствует ведущий, помощник, как получилось ли взаимодействовать?
- Кто был секретарем, таймером?
- Каковы ваши чувства сейчас, после этого упражнения?
- Тренинг групповой работы. Предлагается попробовать новичкам. Задание – простое и знакомое, чтобы больше смотреть на процесс. Кратко формулируется задание, устанавливается лимит времени и форма представления материала, затем начинается работа.
- Индивидуальная работа с ведущими: «Поехали – стоп - разбираем». Ведущий работает, его корректируют, обращая внимание на детали, предлагая определенные действия.
- Тренинг по работе с трудными участниками (после объяснения):
- Конструктивно работают – 3 человека, действительно активных
- Задает бесконечные вопросы
- Шепчется с соседом
- Выходит из круга
- Спит
- Критикует все предложения
- Перебивает, высказывая свое видение, настаивает на нем
- Обижен, на все реагирует негативно
Рефлексия:
- Вопросы к ведущему: Каково было работать с… участником? Что он делал? Как пытался взаимодействовать с ним ты?
- Вопросы к участнику: Какую роль ты играл? Удалось ли тебя перевести в конструктивное русло? Как? Если нет, как это можно было бы сделать?
Смотреть презентацию.