Его преемник, последний русский патриарх Адриан был человеком более гуманным. В 1697 году юный дьякон Петропавловской церкви в Москве Пётр Артемьев объявил о своих симпатиях католицизму. Донос на него подал священник той же церкви, добавивший, что «и многие вослед него уклонились». Новоявленный католик, в числе прочего, выступал против пыток старообрядцев. Патриарх Адриан, как кажется, не хотел раздувать дела. Начав с угрожающего: «Потщусь на него нарочито собор собрать; если таков и отец [Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь», он затем передал Петра на исправление упомянутому отцу – суздальскому священнику: «добрый человек, сказывают, отец у него». Пётр, однако, не унимался и был сослан в монастырь. Собравшийся церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению. В итоге молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти «в твердом узилище». Письмо патриарха Адриана ещё раз показывает инквизиционную схему наказания религиозных преступников в XVII веке: сперва осуждение Церковью («на него нарочито собор собрать») и, как следствие, сожжение («доводится сжечь») [47].
Сожжения XVIII века – любопытный пример российской отсталости от западной Европы, где в это время сожжения практически сошли на нет (за исключением Испании). 29 ноября 1714 г. в Москве на Красной площади в срубе сожжён еретик Фёдор Иванов, изрубивший икону. Приговор опять-таки подписан представителями светской власти (члены московской Сенатской канцелярии Я. Ф. Долгоруков и Салтыков). Но подстрекательскую роль сыграл Освященный церковный собор во главе с местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским. Именно церковный Собор 24 октября 1714 г. отлучил еретика от церкви, предал проклятию и выдал для казни градскому суду.
24 октября 1714 года организовали заседание освященного собора, пригласив на него множество светских лиц и самого Долгорукова. «Я не поеду и архиереям сего чинить не велю!» – отвечал князь, но Яворский закусил удила, и его трудно было остановить. «Не возмог я больше ожидать их исправления и истинного покаяния, – писал митрополит царю Петру о еретиках, – также и опасался, чтобы ещё какого-нибудь лукавого дела на поругание святой апостольской церкви и на соблазн иным не сотворили. Того ради по общему архиереев зде (в Москве) сущих совету собралися мы в патриаршую Крестовую… явно их обличить и явно о них суд церковный по званию изречь».
Приговор освященного собора, развешанный вскоре на церковных дверях во всех московских приходах, объявил страшными врагами церкви «ересем начальника и лжеучителя их» Тверитинова. Затем – Косого, якобы желавшего устроить против церкви такой бунт, как в Московское восстание 1682 года, и лишь в третьих – иконоборца Иванова. Они отлучались от церкви, предавались проклятию и выдавались для казни гражданскому суду. Максимов, Мартынов и Минин также «отдавались» в руки светской власти, которой рекомендовалось «богоненавистные еретические плевелы конечно истребити» и ни в коем случае не давать их «коварству» свободы, но не проклинались, «понеже они по делу сему ученики оных являются, а не ересеначальники и неизлиха ревнители сего злоумствования». Освященный собор не особо задумывался, как его решение будет воспринято светской властью. Приговор Сената был отброшен с оскорбительной для правительства формулой, что еретики «суд гражданский обольстили» [98].
Приговор церковного суда 1714 года [99] начинался со слов: «Егда же по увещанию с истинным покаянием к церкви не обратятся». То есть, речь шла об участи нераскаявшихся еретиков. В конце соборного приговора о них говорится: «вручаем христоподражательному гражданству еже именем Господа нашего Иисуса Христа и воздаянием Его во сём и будущем веце, и от нашего смирения благословением Господним молим, и страшным судом Божиим претим, да сотворит о том свято по закону истинну, не отлагающе суда церковного, о них же зде в Дусе Св. уставихом многими достоверными по обою закону свидетельствы, ниже в свободу чрез какие оных еретиков коварства попускающи, но благочестия ревностию да потщится благочестивое всероссийское гражданство сия богоненавистные еретические плевелы конечно истребити». «Из всех сказок о еретиках сделан был один изобличительный экстракт, по поводу которого митрополит Стефан написал: “Выписки о наказании еретиков из правил и из святых и из указов государевых и из гражданских статей и из примеров”».
Одно из «достоверных свидетельств», которому под страхом «страшного суда» требовал следовать Собор: «А в Уложенье в 1 гл.
В 1721 г. сожжён дьячок-богохульник Василий Ефимов. Ефимов устроил поддельное чудо, чтобы «были к поданию на устроение церковное преклонны». Затем признался на исповеди, но духовник не наложил на него никакой епитимьи. Тогда дьячок сам на себя донёс архиепископу. К Ефимову была применена первая статья Уложения 1649 г.: «вместо славы нанёс хулу имени Божью». Приговорён к сожжению, 19 декабря по императорскому указу сожжён. Синод
В 1721 году был казнён посадский Иван Орешников за то, что он хулил бога и царя. Первоначально богохульника предполагалось сжечь (на основании Уложения 1649 г.), но Пётр заменил сожжение на отсечение головы [101].
В дневнике немецкого камер-юнкера Берхгольца передан следующий рассказ о казни: «2 октября 1722 года… О невообразимой жестокости русского народа посланник Штамке рассказывал мне ещё одну историю, которой за несколько лет в Петербурге сам был свидетелем. Там сожгли заживо одного человека, который во время богослужения палкой вышиб у епископа из рук образ
Достоверность сообщений Берхгольца у российских историков сомнения не вызывает – с первой публикации они отмечали его беспристрастность, добросовестность, бесхитростность, точность описаний (Н. Устрялов, Н. Павлов-Сильванский, В. Наумов). Следует иметь в виду, что дневник писался для себя и был опубликован уже после смерти автора [102]. С другой стороны, информация из вторых рук. Трудно, однако, допустить, чтобы Штамке стал, неизвестно зачем, обманывать соотечественника. Современная исследовательница д. ист. н. Е. Б. Смилянская не сомневается в точности описания казни [103].
Были и сожжения колдунов: 1702 г. – монаха Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. – Минку Буслаева «со товарищи» за порчу [104]. Видимо, в 1720 г. сожгли не менее трёх человек.
Подробности дела Дионисия даже можно было бы признать забавными, если бы не страшный финал: «В следственных материалах по делу Дионисия Грека читаем: “По тем письмам Отца и Сына и Святаго Духа отрицался и крест под пятою носил и призывал в помощь Сатану и бесов, да те письма над питьем чол и для блудного дела девкам пить давал и сам пил”. Всему этому безобразию Дионисия Грека научил Дионисий Кобыла. Чтобы убедиться в действенности колдовства, они пошли к бобылю Семену Черному с намереньем склонить к блуду двух его дочерей, напоив их наговоренным вином. Девки со старцами “блудно дело творить не пожелали”. Раздосадованный Дионисий Грек даже “бранил матерны” Дионисия Кобылу, “что он по тем письмам имя Божие хулит и Диавола призывает, но по тому его призыву ничего не делаетца”. А Дионисий Кобыла оправдывался и приводил примеры, когда заговор сработал и девки на блуд согласились» [104].
Пять сожжений за 25 лет – это немного (сравните с вышеприведенными данными за
Последнее в России сожжение старообрядца заживо состоялось уже после смерти Петра. Ход процесса известен благодаря сохранившимся в архиве Священного Синода донесениям астраханского епископа Лаврентия [105]. Летом 1725 года, астраханский епископ Лаврентий сообщил Синоду о том, что «сысканы в Астрахани церковные раскольщики и еретики два человека, учитель раскольнической Денис Лукьянов да Матвей Николаев». «Денис, по многим увещаниям от того расколу и разврату доселе не обращается, и на Православную христианскую Веру хулить не предстает, называет её верою новою, и пред святыми иконами покланяться не хощет, и таинства святой Церкви уничтожил и попрал». «Вышеозначенный ученик Денисов раскольник Матфей допрашиван, а на допросе не восхотел никакого слова говорить и не говорил, токмо показывал рукою, персты согнувши, как по раскольническу кресту на себе полагает. На другой день после ареста Лукьянов попытался покончить с собой: «будучи в Духовном приказе за караулом, не ведано чем, перерезал себе брюхо, от чего и кишки у него вон вышли», но был перевязан лекарем. Николаев
Следующая вспышка религиозного террора пришлась на правление Анны Иоанновны. Жесткость правительства Анны Иоанновны в отношении религиозных преступников наглядно демонстрирует указ о наказаниях за волшебство от 25 мая 1731 года: «Ежели впредь кто, гнева Божьего не боясь и сего Ея Императорского Величества указу не страшась, станут волшебников к себе призывать, или к ним в домы для каких волшебных способов приходить, или на путях о волшебствах разговоры с ними иметь, и учению их последовать, или какие волшебники учнут собою на вред, или мняще, якобы на пользу кому волшебства чинить; и за то оные обманщики казнены будут смертию, сожжены; а тем, которые для мнимой себе душевредной пользы, станут их требовать, учинено будет жестокое наказание, биты кнутом, а иные, по важности вин, и смертью казнены будут [106].
Указ, видимо, не очень строго соблюдался. Но есть немало известий о смертных казнях за другие религиозные преступления.
1730 г. – приговорены к сожжению за богохульство
1732 – 36 гг. – дело об одном из русских «Фаустов». В 1732 г. жена симбирского посадского знахаря Якова Ярова донесла на своего мужа, что видела, как он «по книгам своим еретическим чинил еретичество и молился на запад левою рукою ниц»; а когда она была беременна, якобы, говорил: «Ежели родит, чтобы того младенца отдать крестить отцу ево Сатанаилу». Сам Яров на допросе в Симбирской ратуше винился, что, найдя «приворотную к блуду» книжку в 1723 г. отрекся от Христа, призвал Сатану, неких еретиков Дионисия и Варлаамия и назвал себя их рабом. Хотя дальнейшие показания были противоречивы, Ярова, так и не принесшего церковного покаяния, сожгли 18 марта 1736 года [103; 107].
1738 г. – две женщины были сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули святые тайны – суд сослался на Соборное Уложение 1649 г. [103].
1738 – 39 гг. – дела о переходе в иную веру окончились четырьмя сожжениями.
В 1738 году еврей Борух Лейбов ухитрился обратить в иудаизм флотского капитан-поручика Александра Возницына. Возницын даже совершил обрезание и был изобличен в вероотступничестве собственной супругой. Та подала донос и, по высочайше утвержденной резолюции сената, Лейбов и Возницын были сожжены: «обоих казнить смертью, сжечь, чтобы другие смотря на то невежды и богопротивники, от христианского закона отступить не могли (как Возницын) и таковые прелестники, как и оный жид Борох, из христианского закона прельщать и в свои законы превращать не дерзали. Вынося приговор, Сенат руководствовался Уложением 1649 года: «по уложенному
Благочестивая вдова, кроме законной части из имения мужа, получила ещё сто душ с землями «в вознаграждение за правый донос» [109].
Тойгильда Жуляков – в 1738 г. был сожжён за то, что он «крестясь в веру греческого вероисповедания, принял снова магометанский закон и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился и клятвенное свое обещание, данное при крещении презрел, чем Богу и закону его праведному учинил великое противление и ругательство». Казнь была совершена «при собрании всех крещеных татар», «на страх другим таковым, кои из магометанства приведены в христианскую веру» [110]. В 1739 году была сожжена башкирка Кисябика Барясова:
Каковы же были причины такого благочестия? Вероятны два объяснения. Стремление, 20 лет прожившей в Курляндии императрицы и её немецкого окружения, подчеркнуть свою приверженность русским обычаям. Продолжение политики Петра I, для которого преступления против веры были, прежде всего, государственными преступлениями.
А как же реагировала церковь? По оценке Н. Костомарова: «Как ни сурово относилось правительство Анны Ивановны к расколу и к религиозным заблуждениям, но оно все-таки было мягче и снисходительнее, чем того желали некоторые ревностные духовные сановники. Так, например, в 1737 году рязанский архиерей доносил синоду, что ему, при его старости, трудно разглагольствовать с раскольниками, и находил, что лучше бы смирять их постом и плетьми. На это он получил такой ответ: «Надобно раскольников наставлять
Д. ист. н, профессор Е. В. Анисимов также отмечает, что жесткость государственной религиозной политики отставала от требований духовенства: «Церковники консервативного толка усматривали основное зло бироновщины как раз в усилении веротерпимости. В первых проповедях после переворота 25 ноября 1741 г. (приведшего к власти Елизавету – Е. Ш.) мотив борьбы с ересью, наводнившей Россию, стал одним из важнейших» [113].
О каких-либо возражениях церкви против религиозных репрессий неизвестно. Принимали активное участие духовные отцы и в светском терроре. Именным указом Анна Иоанновна укорила духовенство за частые безосновательные доносы, пригрозив ложным доносчикам лишением сана и ссылкой [114]. Но одобрения именно сожжений мы со стороны деятелей церковных не встречаем. Более того, женщин, сожжённых в 1738 г. светским судом, Синод, перед этим, приговорил только к покаянию. Правда, местные светские власти, приговорившие женщин к сожжению, исполняли всё то же Уложение 1649 г., ответственность за принятие которого лежит на церкви. Кроме того, женщины были арестованы по донесению сибирского архиепископа [115].
В 1743 г. сенат приговорил к сожжению вероотступника Несмеянко-Кривого. Последний не только отрёкся от православной веры и снял с себя крест, но и расколол икону. Ссылка на приговор сената в истории С. Соловьева под 1743 годом [116]. В 1744 г. императрица Елизавета распорядилась представлять ей на подпись все смертные приговоры и ни одного из них не утвердила [117].
О том, что их заменило, даёт понятие один приговор того же года. В 1744 г., по указу Синода, в Соловецкую монастырскую тюрьму заключили матроса Никифора Куницына, дабы «за богоотступное своеручное его письмо, каково писал на князя тьмы, содержать его в вечных монастырских до смерти его никуда неисходных трудах и что за такое его тяжкое пред Богом согрешение во всю свою жизнь приносить Господу Богу покаяние, приходя с работы в церковь ко всякому славословию по вся дни» [118].
Во времена Елизаветы М. В. Ломоносов написал сатирический «Гимн бороде», в котором насмешливо отозвался о таком богословском аргументе, как сожжение в срубе [119].
В 1752 году курская воеводская канцелярия арестовала крепостную Марфу Королёву за то, что она «чинила волшебство», «вынимала у господина своего след на земле с приговором» и даже «в поле посеянному хлебу чинила залом, чтобы тому ржаному хлебу не было урожая» (по суевериям того времени, надломив в поле колос колдун устраивал неурожай). Воевода счёл, что колдовством должен заниматься церковный суд и отправил обвиняемую в белгородскую консисторию (учреждение при архиерее для управления епархией), «для учинения с ней по правам духовным». Белгородским архиепископом тогда был крайне благочестивый Иосаф Горленко (в 1911 году причислен к лику святых). Святой Иосаф, недолго думая, объявил, что Королёва подлежит смертной казни по указу 1731 года, т. е. сожжению. С этим указанием Королёва была отправлена в белгородскую губернскую канцелярию, при этом конститория потребовала непременного уведомления, «что с нею учинено будет». Конец дела неизвестен [120]. Как отметил историк права А. Левенстим: «Это дело интересно в том отношении, что консистория, постановив смертный приговор, поручила исполнение его светской власти» [121], опять пример инквизиционного процесса.
В 1754 году к сожжению приговорили колдуна М. Маркова, продавшего крестьянам «заговорный воск», чтобы с его помощью колдовским образом умертвить жестокого помещика. В 1763 году был приговорён к сожжению крестьянин А. Козицын, по мнению судей «чародей и волшебник, который имел волшебство и заговор с дьяволом» [122]. Но сожжение обоим «колдунам» заменили наказанием кнутом, вырезанием ноздрей, клеймением и ссылкой на вечную работу.
Последнее известное сожжение произошло в
Во время правления Екатерины 2 произошла секуляризация церковных земель. Императрица видимо пошла против Церкви! (прим. ред. сайта.)
Уже в 1792 г. были приговорены к сожжению несколько духоборов, но помилованы ссылкою в Сибирь [124].
После смерти императрицы Екатерины 2 в 1796 г. о святой инквизиции более ничего не стало известно. (прим. ред. сайта.)
Выводы:
1. Через церковное право в отечественноe законодательство вошёл ряд законов о применении казни через сожжение за религиозные преступления.
2. Церковь участвовала в процессах против религиозных преступников, передавая их светской власти для наказания, в том числе, и для сожжения.
3. Руководство РПЦ инициировало репрессии против религиозных преступников, используя своё влияние на светские власти.
Литература
- Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Т. 2. – Казань, 1913. – С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы – РИБ. Т. 12, № 233
- Тальберг Н. История христианской церкви. – М., 1991. – С. 140, 306
- Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной Академии. Т. 1. – Казань, 1910. – С. 80
- Анна Комнина. Алексиада // http://fictionbook.ru/author/komnina_anna/aleksiada/read_online.html?page=34
- Булычев А. Между святыми и демонами. – М., 2005. – С. 46
- Номоканон константинопольского патриарха Фотия. Ч. 2. – Казань, 1899. – С. 84,
308 – 309 - ПСРЛ. Т. 10. – С. 94
- Бенеманский М. И. Закон Градский. Значение его в русском праве. – М., 1917. – С. 101
- Библиотека литературы древней Руси. Т. 5. – СПб.: Наука, 2000. –
С. 42 – 44 - Православное Обозрение. – 1876. – Кн. 3. –
С. 88 – 89 - Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. Ч. I. Памятники
XI – XV вв. – С. 145 – 146 - Карташев А. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. – М.: Терра, 1997. – С. 458
- Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях главнейших её деятелей. – М.: Мысль, 1991. – С. 230
- Послание митрополита Ионы к литовским епископам о непризнавании лжемитрополита Григория (Болгарина) // Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1: История Русской церкви в период постепенного перехода её к самостоятельности
(1240 – 1589) . – М.:Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. – 1996. – С. 538 - ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. – С. 91; ПСРЛ. Т. 8. – С. 109
- ПСРЛ. Т. 40. – С. 134
- ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. – С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. –
С. 103, 306 - Древнерусские княжеские уставы:
XI – XV вв. – М.: Наука, 1979. – С. 15 - Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель. – М.,: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. –
С. 29 – 30 - ПСРЛ. Т. 28. – С. 337
- Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. – Смоленск: Русич, 1996. – C. 56, 224, 313, 418, 428
- Зимин А. Россия на рубеже
XV – XVI столетий: Очерки социально-политической истории. – М., 1982. – С. 227 - Фроянов И. Драма русской истории: На пути к Опричнине. – СПб., 2007. – C. 102, 794
- Известия англичан о России ХVI в. // ЧОИДР. – 1884. – № 4. – С. 23
- Цит. по Дмитриев М. Православие и реформация: Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. – М., 1990. – С. 57; письмо Бурхера опубликовано Epistolae tigurinae de rebus potissimum ad Ecclesiae Anglicinae Reformationem pertinentibus conscriptae A. D.
1531 – 1558 . – Cantabrigiae, 1848. – P. 448 - Богданов А. Мятежное православие. – М., 2008. – С. 39
- Шлихтинг А. Краткое сказание о характере и жёстоком правлении московского тирана Васильевича // Царь-палач. – Казань: Матбулат-Йорты, 1998. – С. 43; Гваньини А. Описание Московии. – М., 1997. – С. 151; Рейтенфельс Я. Сказание о Московии // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 356; Горсей Д. Путешествия сэра Джерома Горсея // Россия XVI века: Воспоминания иностранцев. – Смоленск: Русич, 2003. – С. 326
- Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. – Рязань, 2005. – С. 356
- ПСРЛ. Т. 12. – С. 258
- Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. – М.: Рита-Принт, 1997. – С. 269
- ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. – С. 244
- ПСРЛ. Т. 21. Книга степенная царского родословия. Ч. 2. – С. 662
- О преставлении старца Феодосия, бывшего епископа Великого Новгорода и Пскова, и житии его вкратце // архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время: Сборник статей. – М., 1996. – С. 90
- Скрынников Р. Иван Грозный. – М., 2001. – С. 397
- Послание преподобного Иосифа Волоцкого к Митрофану, архимандриту Андрониковскому // ЧОИДР. – 1847. – Кн. 1. – Отд. 4. –
С. 1 – 2 - Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков / Сост. Ф. Буслаев. – М., 1861. –
С. 878 – 882 - Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. – М., 1869. – С. 611, 627
- Садиков П. Опричнина // Опричное братство. – М., 2005. – С. 254
- ПСРЛ. Т. 14. – С. 9, 39, 58
- Флетчер Д. О государстве Российском // Накануне смуты. – М., 1990. – С. 586
- Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
- ПСРЛ. Т. 34. – С. 204
- История Сибири. Первоисточники. IV вып. – Новосибирск, 1994. – С. 204,
255 – 256 - Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. – М.: Пресса, 1993. – С. 299, 302, 303, 377; Новомбергский Н. Слово и дело государевы. Т. 2. Материалы. Приложение: Колдовство в Московской Руси
XVII-го столетия. – М., 2004. –С. 63 – 73, 78 – 79, 94,107 – 108 - Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Проспект, 2000. – С. 52, 143
- Буганов В. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М., 1989. –
С. 112 – 113; Подписи православных архиереев сохранились, приведен полный перечень руководителей Православной Церкви, поддержавших огненное законодательство,(см. http://newparadigma.ru/prcv/alm/12_stakh.doc). - Богданов А. Русские патриархи. Т. 1. – М.: Терра, 1999. –
С. 417 – 418; Т. 2. – М., 2001. – С. 36,380 – 381 ; Каптерев Н. Патриарх Никон и его противники…. – М., 2003. – С. 149 - Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича // Подгот. публикации проф. Г. А. Леонтьевой. – М., 2000. – С. 140, 141,
146 – 147 - Мейерберг А. Путешествие в Московию России // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 75
- Коллинс С. Нынешнее состояние России. // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 196; автор жил в России
в 1659 – 1666 гг. - Рейтенфельс Я. Сказания о Московии. // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 327, 370; автор жил в России
в 1671 – 1673 гг. - Опарина Т. Неизвестный указ 1653 г. о запрещении колдовства // Древняя Русь. – 2002. – № 3. –
С. 88 – 91 - Документы об освободительной войне украинского народа
1648 – 1654 гг. – Киев: Наукова Думка, 1965. – С. 14 - Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. – М., 2005. – С. 244
- Деяния Великого Московского Собора 1666 года. Стр. 48; Деяния Великого Московского Собора 1667 года.
Стр. 82 – 83, http://holyrussia.narod.ru/Sobor_1666_67.html - Зеньковский С. Русское старообрядчество. – М.: Церковь, 1995. – С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
- Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 35
- Брюховецкий Иван Мартынович // Энциклопедический словарь: Брокгауз-Ефрон. Т. 2. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. – С. 611
- Материалы по истории СССР. Вып. 3. Народные движения XVII в. – М.: Высшая школа, 1989. –
С. 291 – 292; 317 - Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России,
1654 – 1684 гг. – М., 1990. – С. 77, 83 (со ссылкой на РГАДА. Ф 210. Приказной стол. Д. 433.Л. 209 – 212, 231 – 232) - Повесть о боярыне Морозовой. – М., 1991. – С. 48
- Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. – Свердловск, 1990. –
С. 78 – 82 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 450.Л. 144 – 148 об. - Елеонская Е. Заговор и колдовство на Руси
в XVII – XVIII столетиях // Русский архив. – 1912. – № 4. – С. 622, 624; Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства Юстиции. Т. 16. – М., 1910. – С. 58 - ПСРЛ. Т. 36. – С. 211, 219
- Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5.
1676 – 1700. – Спб., 1842. – № 75 - Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. – М., 1997. – С. 391
- Хьюз Л. Царевна Софья. – СПб.: Гранд, 2001. – С. 161, 162
- Иловайский Д. Отец Петра Великого. – М., 1996. - С. 478. (История России. Т. 5. – М., 1905)
- The new Encyclopedia Britannica. V. 1. – Chicago, 1994. – P. 744
- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – М., 2001. – С. 153
- Пыпин А. Сводный старообрядческий синодик. – СПб., 1883. – С. 22
- Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
XIV – XVII вв. – М., 1985. –С. 239 – 240 - Сельский С. Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц // Русское слово. – 1861. – № 8. – С. 4
- Румянцева В. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М., 1986. – С. 231 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 235),
С. 237 – 238 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 1947.Л. 3 – 29 об.) - ЧОИДР. – 1882. – кн. 3. –
С. 15 – 18 - Викторовский С. История смертной казни в России и современное её состояние. – М., 1912. – С. 202; ПСЗ. Т. 2. – Спб., 1830. –
С. 647 – 650 - Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России:
1654 – 1684 гг. – М., 1990. – С. 90, 91, 93, 95 - Юхименко Е. М. Каргопольские «гари»
1683 – 1684 гг. // Старообрядчество в России(XVII – XVIII вв.). – М., 1994, http://txt.trans-komplekt.ru/index.php?p=text:kargapolskie_gari-1683-1684 - Дополнения к актам историческим. Т. 10. – СПб., 1867. – С. 13
- Старообрядчество в России
(XVII – XX века) . Вып. 3. - М., 2004. – С. 108 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 384 - Акты исторические. Т. 5. 1676 – 1700. – С. 191
- ЧОИДР. – 1847. – № 4. – С. 77
- ААЭ. Т. 4. – СПб., 1836. –
С. 420 – 421 - Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье
XVII – XVIII вв. – Казань, 1895. – С. 48, http://by.ethnology.ru/by_lib/lileev_01/graf/lileev_01.html?61 - Перевалов В., Безгородов А. Старообрядцы в вологодском уезде во второй половине 17 века (неизвестный эпизод из ранней истории старообрядчества) // Старообрядчество: История. Культура. Современность. – М., 2000. –
С. 70 – 75 - ПСРЛ. – Т. 37. – С. 186
- Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. –
С. 356 – 357. – (написано в 1733 г.) - Покровский Н. Н. Сто лет на двоих // Известия Уральского государственного университета. – 2004. – № 31. –
С. 303 – 310 - Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. – М., 1999. – С. 309, 313
- Цветаев. Дело Кульмана // ЧОИДР. – 1883. – Кн. 3. – С. 144, 149
- Тихонравов Н. С. Квирин Кульман // Русский вестник. – 1867. – № 12. –
С. 592 – 593 - Гаврилов А. Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима // Странник. 1873. Т. 1. – С. 140
- Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви. – М., 2001. – С. 348, 674. (автор – профессор церковной истории, его труд написан в конце XIX в.)
- Тихонравов А. Квирин Кульман // Русский вестник. – 1867. – № 11. – С. 183;
- ЧОИДР. – 1871. – кн. 3. – С. 187
- ПСЗ. Т. 3. – СПб., 1830. – № 1362
- Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 5:
1676 – 1700. – СПб., 1842. – С. 341 - Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. – М., 1991. – С. 453, 454
- Православное обозрение. – 1863. – № 5. – С. 132, 335, 336
- Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. – 1867. – № 12. –
С. 1708 – 1720 - Семевский М. Слово и дело:
1700 – 1725. – М., 1991. – С. 86 - Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера // Неистовый реформатор. – М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. –
С. 457 – 458, 509 – 511 - Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. – М.: Индрик, 2003. – С. 207, 218, 221
- Богомяков В. Запрещенное и отреченное чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста // Сайт «Топос: Литературно-философский журнал». – (автор – доктор философских наук, профессор. Зав. кафедрой Политологии в Тюм. ГУ),
http://xoy.lenin.ru/teoriya/bogomyakov/t4-71.html - Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725. – СПб., 1897. – С. 389 – 394
- ПСЗ. Т. 8. № 5761. – С. 446
- Дело Якова Ярова хранится в архивном фонде Синода РГИА – ф. 796, Оп. 21, Д. 328, 1740 г.
- ПСЗ. Т. 10. – № 7612
- Пыляев М. Старый Петербург. – СПб., 1889. – С. 155
- Русская старина. – 1878. – Т. 23. – С. 309
- Старостин А. Ислам в Свердловской области. – М., 2007. – С. 28; Со ссылкой на ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 818,