Закон без нравственности и целомудрия – это опасный вызов цивилизационному развитию человечества
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил в Госдуме РФ на Рождественских парламентских чтениях.
По его словам, диалог Госдумы и Церкви уже дал результаты – это активизация общественной дискуссии по вопросам нравственности, семейных ценностей, просвещения и образования.
Патриарх призвал к целомудрию и нравственности депутатов, принимающих законы.
Церковь не хочет вторгаться в дела государства
По мнению предстоятеля Русской Церкви, государственные институты и религиозные объединения не должны вмешиваться во внутренние процессы друг друга: "У меня не было ни одного случая в течение моего служения в качестве Патриарха, чтобы кто-то из представителей государственной власти предпринял хоть малейшую попытку вторгаться в кадровую или иную политику Церкви".
"Уверяю вас, что и у меня, и моих собратьев нет никакого желания вторгаться в государственные дела", – добавил Патриарх Кирилл.
Но есть нравственная ответственность, уточнил он, у Церкви, как у любой добронамеренной общественной организации, выражать свое мнение относительно того, что происходит в стране. И особенно то, что затрагивает внутреннюю духовную жизнь людей. При этом светскость, по мнению Патриарха, не является препятствием для диалога и соработничества религиозных и государственных институтов.
"Довольно часто звучат призывы к формулированию общенациональных идей, определяющих вектор развития государства и общества. Вместе с тем важно понимать, что разговор о национальной истории и культуре невозможен вне духовно-нравственного контекста. В противном случае он рискует превратиться в демагогию, основанную на подмене смыслов", – подчеркнул предстоятель.
Нравственность первична. Закон вторичен
По его мнению, государство не может существовать без "идейного стержня". Сегодня разговор об идеологии и политических приоритетах не может быть оторван от размышлений о культурных и духовных основаниях нашего общества.
Во всем многообразии современных идеологий и мировоззрений чаяньям и интересам народа отвечают лишь те принципы, которые зиждутся не на искусственно сконструированных идеологиях, но проистекают из нравственной природы человека, убежден Патриарх.
"Нравственность всегда первична, – подчеркнул он. – А закон вторичен".
"Если бы не было этой последовательности, если бы закон не обуславливался нравственностью, то мы бы жили в страшной системе", – уверен предстоятель. Закон признается справедливым только тогда, когда он отвечает нравственному чувству людей, полагает он.
Патриарх считает, что кризис, который поражает некоторые страны, отрывающие закон от нравственности или подставляющие нравственность в зависимость от закона, принуждая граждан к тем или иным поступкам, потому что принят закон, противоречащий нравственному чувству – это вызов всему цивилизационному развитию. И такие игры с человеческой цивилизацией не могут быть безобидными.
Бережное отношение к истории – это зримое свидетельство готовности общества к усвоению уроков прошлого. Патриарх призвал "учитывать опыт наших предков и осознавать причины войн, междоусобиц, революций", потому что тогда в будущем можно будет избежать роковых ошибок. Патриарх также призвал сохранять беспристрастность по отношению к любым историческим персонажам.
Если во вчерашней своей речи Патриарх цитировал философа Ивана Ильина, то сегодня он упомянул историка Василия Ключевского, который сказал: "История – не учительница, она ничему не учит. Она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки". "Невежество в истории делает человека легко манипулируемым", – подчеркнул предстоятель Русской Церкви.
Политика и целомудрие
Патриарх напомнил о важной роли евангельского идеала целомудрия. "Церковь учит нас, что целомудрие – это в первую очередь здравый, то есть целостный образ мыслей, направленный на сохранение и укрепление целостности человеческой личности. Она заключается в единстве с божественным замыслом о человеке и мире.
Иными словами, цельный человек стремится выстраивать свою жизнь в соответствии с божественным законом. "Как не устоит то царство, которое разделится в себе, так не устоит и так личность, которая внутренне разделена противоречиями, конфликтами, двойной жизнью, лицемерием и ложью. Это все – трещины на человеческой личности", – убежден Патриарх.
Здание может стоять долгие годы и вдруг – землетрясение. Если конструкция целостная, неповрежденная, здание выдержит землетрясение. Точно так же и наша человеческая жизнь: пока все спокойно, вроде ничего и не происходит. И вдруг землетрясение, которое сотрясает нашу личную, семейную, общественную, государственную жизнь. И тогда все рушится, происходит дезинтегрирование. Говоря о целомудрии, мы говорим о личной этике, о способности человека оставаться человеком и осуществлять свою высокую миссию вне зависимости от потрясений исторического контекста.
Почему Патриарх Кирилл поднял эту тему в стенах Госдумы? "Целостность человека – это залог, в том числе и жизненного успеха, и, конечно, нравственного совершенствования, – пояснил он. – Происходящее в этих стенах законотворчество призвано иметь своей целью защиту духовной и культурной самобытности нашего народа, его мировоззрения и представления о справедливости".
Политика, мировоззрение и международная обстановка
По его мнению, ответственный политик должен заботиться о создании условий для защиты человеческой личности, обеспечении духовно-нравственного развития – и соответствующего развития общества, особенно в условиях навязывания ложных ценностей.
"Сегодня мы видим очевидные трансформации в отношениях между народами и государствами. Не хотел бы давать категорических оценок происходящему в мировой политике, однако, убежден, что будущее международных отношений зависит от трезвой оценки всеми участниками вызовов, ставящих под угрозу мир и само существование человека", – обратил внимание предстоятель.
Религиозный фундаментализм, уверен Патриарх Кирилл, связан с комплексом факторов, не последним из которых являются попытки навязывания антирелигиозных систем, враждебных, агрессивных, радикальных – которые нередко и провоцируют ответный религиозный радикализм.
Патриарх отметил эксплуатацию религиозных чувств в разных странах мира. "Религиозный экстремизм и терроризм, являясь плодом такой эксплуатации, стали инструментами политики, что только усугубляет проблемы и отдаляет мировое сообщество от преодоления существующих разделений. Русская Православная Церковь и другие традиционные религии используют все свои возможности и авторитет для объединения здоровых сил общества в борьбе за мир и справедливость", – подчеркнул он.
Предстоятель Русской Церкви заверил, что все лидеры мировых религий едины во мнении о недопустимости попыток политического манипулирования в мировоззренческой сфере.
Политик должен противостоять культу потребления
Вторжение нигилистически, откровенно антирелигиозно, радикально настроенной политики в сферу личной и семейной нравственности чревато деградацией общества, и способно привести к катастрофическим последствиям, предупредил Патриарх.
Принцип зависимости общественной жизни от диктата различного рода меньшинств приводит к ценностной дезориентации – принятию человеком нравственно сомнительных или даже асоциальных моделей поведения, полагает он.
Культ потребления, в основе которого лежит стремление к максимальному удовольствию, до неузнаваемости меняет человека, превращает образ и подобие Божие в бездушный механизм по борьбе за материальные блага и услуги. "Самое страшное – когда этот культ проникает в сферу живых человеческих чувств, например, любовь или дружбу. В соответствии с потребительской идеологией, отношения начинают строиться на принципе "ты – мне, я – тебе", иначе нет любви и нет дружбы", – утверждает Патриарх.
Парламентарии, государственные деятели призваны возвыситься над идеологическими и политическими разногласиями: "Люди ждут, что при вашем участии будет облегчена их жизнь. Служение народу – это всегда огромная моральная ответственность. На этом пути очень важно вовремя отсекать чрезмерные и личные пристрастия, и так называемые корпоративные интересы – если они противоречат интересам народа… Люди все прекрасно видят. Я буквально потрясен оценками, которые люди дают политическим деятелям", – рассказал Патриарх.
По его словам, православие несовместимо с нравственным релятивизмом, одним из проявлений которого в современном обществе является коррупция. "Это тяжелая духовная болезнь. Невозможно быть по-настоящему верующим, ходить в храм и при этом брать взятки или наживаться за счет нечестных финансовых операций. Бог ждет от нас изменения свой жизни, Бога невозможно купить подаяниями", – обратился он к парламентариям.
Церковь выступила с законодательными инициативами
От имени Русской Церкви ее предстоятель призвал Госдуму к возвращению "нравственных установлений, исключающих возможность лишения жизни нерожденных младенцев": "Это не революционные изменения, это возвращение к норме жизни, без которой немыслимы счастье женщин и мужчин, невозможно будущее нашего народа. Жизнь ребенка, уверен Патриарх Кирилл, не может быть препятствием к чьему-либо материальному благополучию". Конечно, подчеркнул он, здесь играет роль и понимание самим человеком – что есть благополучие. Одновременно он призвал парламентариев больше внимания уделять поддержке материнства и детства, "найти новые способы сохранения зачатой жизни" и заявил, что материальное укрепление семей – общенациональная задача.
Также Патриарх назвал "нравственно недопустимым" предложение лишать должников единственного жилья и призвал бороться с финансовыми манипуляторами, выдающими микрокредитами под огромные проценты, которые и приводят к появлению этих должников. Он уделил внимание и проблеме грядущей роботизации, в ходе которой множество людей потеряют работу, и долгом государства станет помощь им, а, значит, – пересмотр своих социальных обязательств.
Ответ государства
Ответом на выступление Патриарха можно считать краткое выступление спикера Госдумы Вячеслава Володина. Он обещал рассмотреть предложенные предстоятелем инициативы и реализовать его предложения в форме законов, но при этом подчеркнул: "Все мы – граждане России. Нельзя допускать ситуаций, когда национальные и религиозные особенности становятся выше законов государственных. Но при этом важно, чтобы и сами законы учитывали национальные и религиозные особенности. Осознание себя единым народом с многовековой историей и богатейшим духовным наследием предков, продвижение нашей культуры и традиций внутри страны и за ее пределами – наша общая задача".
Источник информации: ЦарьГрад.ТВ
http://tsargrad.tv/article/2017/01/26/patriarh-prizval-gosdumu-k-celomudriju