Дары Святого Духа.
Дары Святого Духа по Исидору Пелусиоту, Кириллу Александрийскому.Отдельную тему по Иоанну Златоусту читайте здесь.
Краткое изложение
Часто в трудах Исидора Пелусиота и Кирилла Александрийского говорится о щедром одаривании людей благодатью Святого Духа. Святой Исидор отмечает, что дары, который Святой Дух посылает людям, необходимы для «подготовки разума принимающих их». Кирилл пишет, что Святой Дух, как Бог, распределяет различные духовные дары между достойными верующими «по мере каждого», «беспристрастно» и «не разделяя своей сущности». Святые Исидор и Кирилл говорят о разделении людей на душевных, плотских и духовных в соответствие с тем, насколько восприимчивыми они являются к откровениям Святого Духа. Здесь обнаруживается сильное влияние богословия апостола Павла, которому подверглись оба святых отца в V веке в Александрии и в близлежащих областях. Стоит упомянуть и учение Григория Богослова, оказавшее влияние на Исидора и Кирилла в отношении такой классификации. Различие состоит в том, что несмотря на то, что оба автора говорят о ниспослании людям даров от Третьего Лица Святой Троицы, Исидор использует это для поучения своих читателей, в то время как Кирилл подчеркивает святость Духа и его деяния в мире.
Преподобный Исидор Пелусиот
Пролог
В своих творениях святые Исидор и Кирилл часто говорят о дарах, которые Святой Дух ниспосылает людям. Они подчеркивают, что каждый человек употребляет в пользу эти дары и принимает их в соответствии с его личным участием в христианской борьбе. Люди, в соответствии с характером и результатами своей борьбы и стремлениями, делятся на плотских, душевных и духовных. Отцы, следуя учению апостола Павла, принимают это разделение людей и одновременно углубляются в исследование этих понятий, анализируя причины того, почему одни люди являются восприимчивыми к дарам Святого Духа, а другие не допускают к себе Его благодать.
Конечно, это распределение людей по трем категориям святые осуществляют, руководствуясь отношением людей к таинствам Церкви и принципом их согласия или несогласия (равно как и степени этого согласия или несогласия) и применения христианского учения в своей жизни. Однако отцы не забывают и двучастность человека – тело и душу – и призывают нас бережно оберегать от греха как душу, так и тело.
1. Святой Исидор Пелусиот. Люди плоти, души и духа.
Согласно учению святых отцов, Святой Дух исходит от Отца, нисходит к человеку и изменяет его природу «по образу и подобию».
Святой Исидор, говоря о дарах и силе, которые исходят от Святого Духа к человеку, пишет, что Святой Дух каждому человеку посылает подходящий ему дар «для подготовки разума принимающего его». Автор подчеркивает, что люди душевные не могут стать обладателями этих даров. Термин «душевные» обозначает людей, не имеющих духа, живущих, опираясь в большей степени на свои мысли, размышления и рассуждения, пытаясь таким образом найти справедливость и выгоду. Такие люди живут вдали от Бога, не имеют возможности насладиться духовной жизнью, которая ведется согласно заповедям Божиим, и получить венец благодати Троичного Бога. Все святое они считают безумием, отрицают существование Царствия Божьего и в результате не могут удостоиться его любви. Они не способны понять всего того, что таит в себе Высшая Сущность. Поэтому они ее либо не замечают, либо извращают ее понимание, либо пренебрегают ей.
В отличие от них, люди духа, как пишет апостол Павел, чтят Святой Дух и становятся восприемниками его Божественных сил. Дух окутывает их душу, вследствие чего они исполнены чувства полноты и смирения и становятся причастниками Его святых и вечных даров. Эти люди живут в духовной атмосфере, которая является плодом их причастия Духу, куда нелегко проникнуть вирусу греха. Их душа становится неиссякаемым источником Божественной благодати. Они укрепляют свою веру в Бога и пытаются по мере возможностей делать так, чтобы их помышления и поступки соответствовали слову правды, Божественному закону. Жизнь этих людей становится блаженной, ибо все их бытие управляется присутствием Святого Духа, иначе они уподобятся мертвым, как это бывает, когда душа покидает тело.
Духовным людям удается научиться видеть в своих мыслях проявление Божественной силы и ее откровений человеку как существу разумному. Так им удается удостоиться будущего спасения и обожения, которое начинается уже в земной жизни через причастие Святому Духу. Третье Лицо Святой Троицы живет в этих людях посредством своих естественных сил, то есть как благодать. Святой Дух ведет и сопровождает людей на пути к рождению крепкой связи с Троичным Богом, помогает людям сделаться сынами Божиими. Им удается не только обожиться; они принимают Божию благодать, «просвещающую несведующих».
И наконец, святой Исидор пишет о людях плотских, которых Священное Писание характеризует как «скатившихся к делам плотским». Окруженные плотскими страстями, эти люди не получают Божественной и духовной благодати и поэтому не могут просветиться нематериальным светом, как люди духовные.
Верующие, которые ведут духовную борьбу и которым удается подчинить свои помышления законам Святого Духа и обуздать свою плоть, вознаграждаются венцом Царствия Божьего. Угнетая плоть, они имеют высшей целью стать вместилищем благодати Святого Духа. В их духовной борьбе им необходимы просвещенные духовные наставники, иначе они могут впасть в заблуждения. Только так они сумеют принять вечную истину, которую Создатель даровал своим разумным творениям. Святой Исидор подчеркивает, что в былые времена «церковные учителя для лучшего жительства блистали Святым Духом» и могли различать тех, кто впадали в серьезные грехи, и тех, кто по-настоящему раскаялся и поменял свой образ жизни.
2. Благодать Святого Духа, дары людям.
Учителя Божественной истины наполнены благодатью, ниспосланной им Святой Троицей. Они проповедуют во имя Бога и воплотившегося Божественного Слова и не лгут, так как свет Духа, наполняющий их, является несомненным свидетелем их учения, как пишет апостол Павел. Они имеют возможность видеть глазами души, какая духовная болезнь является помехой спасению каждого человека, и осуществляют соответствующее «лечение» для его духовного возрождения.
Как подчеркивает святой отец: «Кто, не просвещая душу Святым Духом, может видеть и помогать?». Следовательно, присутствие Святого Духа руководит нашим разумом и делает нас способными принять вещи, касающиеся Бога, которые «ум человеческий постигнуть не может». Наша душа освобождается от злобного дьявола и твердым шагом идет к спасительной Божественной истине. Мы научаемся этой истине, принимаем духовный закон и исповедуем его в необходимый момент, как апостол Петр. Он открыл истину, что Христос является Сыном истинного Бога. Когда Христос спрашивал его об этом, Петр обнаруживал «врожденное знание истины».
Разделение людей на душевных, телесных и духовных имеет большое значение для святого. Люди, относящиеся к двум первым категориям, не желают считать свое имущество ниспосланным от Святого Духа, что делает их недостойными Его даров. Вследствие этого Святой Дух отдаляется от них, что ведет этих людей к духовной смерти. Духовные люди, напротив, открывают свое сердце и должным образом подготавливают поле своего ума для взращивания духовных семян, которые вскоре принесут прекрасные плоды. И, как следствие, становится очевидно, что Божественная благодать награждает каждого человека по его стремлениям. На основании критерия стремлений, отличающихся от человека к человеку, Святой Дух выбирает «тех, которых он посетит и в которых останется».
Святой Исидор строго судит тех, кто отрицает Божественное происхождение и достоверность догматов, носителем которых является Христос. Он открывает их с помощью Святого Духа. Так обнаруживается единосущность вочеловечившегося Слова – «родственного Духу», как подчеркивает автор, – и Святого Духа. Кроме того, он считает, что все откровения Духа с трудом могут стать достоянием человеческого разума, если только Дух, «превосходящий разум человеческий», его не просветит.
Святой Исидор Пелусиот аллегорически пишет о резких поношениях Иисуса в адрес торговцев храма Соломона. Господь разгневался, увидев, что они продают голубей, символизирующих Святой Дух и Его благодать, так как «в образе голубя явился Святой Дух и кощунствующих посрамил». Святой делает акцент на том, что все свои чудеса Христос творил при содействии Святого Духа, «сокрушая страсти и изгоняя демонов силою святости». Но ослепленные своим заблуждением люди отказывались принять «Божественные знаки», приписывая их демону, а не Богу. Как следствие, они непростительно хулили трисолнечную Святость и, в частности, Святой Дух – «эта хула против Божественной сущности непростительна». Святой Исидор исследует приведенный выше отрывок из евангелиста Матфея так, чтобы читатели посланий могли понять, почему хула против Христа прощается, а хула против Святого Духа остается непрощенной, несмотря на то, что они составляют единую сущность:
«Если некто оклеветает Сына человеческого, он не будет судим, сказал Господь, ибо в ничтожестве плоти не может человек помутившимися очами разума, увидеть кроющуюся святость непостижимого, невидимого и невыразимо единого Бога. Хула же против Духа остается непростительной, так как деяния Его очевидны и неблагодарные и хулящие караются».
Но какой поступок считается хулой на Святого Духа? В творениях святых отцов хулой на Святого Духа, которая никогда не будет прощена, является нераскаянность, отсутствие покаяния и отказ человека принять плоды таинства покаяния. Здесь мы должны обратить внимание на то, что хула на Святого Духа это хула не просто по отношению к некой неопределенной силе, но к Лицу Святой Троицы, Утешителю, ибо он и есть тот, кто карает неблагодарных. К тому же, хулой является и неприятие различных действий Святого Духа, которые открываются всем людям независимо от эпохи.
Дух освящает священнослужителей во время хиротонии, осуществляет таинства и претворяет вино и хлеб в Кровь и Тело Христово. Действие Духа внутри церкви сравнивается с огнем, сжигающим материю. Кроме того, все церковные таинства, благодатью Святого Духа, представляют собой развитие, исследование и объяснение жизненных деяний Христа. «Принимающие участие в таинствах принимают не "символы”, а саму благодать и дары Святого Духа. Святой Дух созидает целостность и общность верующих как Тела Христова». Таким образом, пневматология по своему значению сопоставима с христологией и экклесиологией.
Дух Божий неподкупен, он не посылает свою благодать недостойным, «желающим за деньги приобрести Дух Божий», как это случилось с еретиком Симоном Волхвом, который, предлагая апостолу Петру деньги, хотел научиться совершать чудеса, «купив» благодать Святого Духа. Если некто, принимая дары Святого Духа, окажется недостойным их, то дары эти находятся в бездействии, и, в конце концов, Святой Дух его покидает. Ученики Христа, напротив, являясь носителями Святого Духа, не просто направлялись Им к познанию всякой истины, но и делились этой благодатью с миром и, в частности, с верующими. Это отнюдь не означает, что Святой Дух замещает их волю и затмевает их личность.
Апостолы – ученики Господа, исполненные Божественным Духом, превосходили человеческие законы и в результате «явились товарищами и сотрапезниками Владыки всех, удостоились святых бесед, необыкновенного просвещения, приятия и дружбы». Это превосходство над земными законами и их внутреннее обновление в жизнь во Христе наделило их силой творить чудеса: «воскрешать мертвых, укреплять расслабленных, исцелять больных, изгонять бесов, прорицать будущее». Все эти чудеса являются признаками «присутствия Святого Духа», которое очевидно в людях, живущих во Христе.
Святой Дух освобождает человека от грехов и ведет его к спасению. Он укрепляет человека в сражении с грехами и помогает ему выйти победителем из своей битвы со страстями. Святой Исидор сравнивает защиту, предоставляемую Третьим Лицом Святой Троицы живущему во Христе человеку с «доспехами». Человек не нуждается в кровавых жертвоприношениях, чтобы освободиться от оков бесов. Ему необходима лишь сила Святого Духа, продолжающая деяния вочеловечившегося Слова и ниспосылаемая человеку во время крещения. Сам Богочеловек Иисус Христос говорил о том, что крещение, во время которого крещающийся человек возрождается с помощью воды и Духа, является началом пути, ведущим в Царствие Небесное.
В день Пятидесятницы Святой Дух просветил учеников Господа, помогая им понять все то, чему их научил Христос, чтобы затем они проповедовали это учение по всей Экумене. Они стали яркими маяками, которые светом спасительного слова изгоняют тьму дьявольского обмана, «…несведующие и неграмотные, они наполнились Божественной премудростью и превзошли риторов и людей, искусных в спорах». В этот день нисходит благодать Святого Духа, приносящая Царствие Божие в сердца людей всех наций. Святой Дух, пишет александрийский старец, «в виде огня был дан апостолам».
Дух дает человеку возможность посредством крещения освободиться от своей прошлой сущности, умерщвленной грехом, и облечься в новую. Эта новая сущность будет пребывать в бдении и борьбе с грехом, «пробужденная крылом Духа». Сравнение действия Духа с крылом показывает, что духовное возрождение человека дает ему почувствовать себя свободным и освобожденным от непосильной тяжести Закона Ветхого Завета. Конечно, это не значит, что борьба человека проста. Она сложна и сравнима с кажущейся легкостью в движениях атлетов. Христиане сражаются не только с греховными поступками, но и с греховными мыслями, отравляющими человеческий разум. Борьба утомительна, но награда превосходит Ветхий Завет – «уготовано небо со всеми его благами».
Святой Исидор Пелусиот повествует о силе Святого Духа, говоря, прежде всего, о роли, которую Он сыграл в непорочном зачатии. Святой отец подчеркивает роль Святого Духа в таинствах Церкви Христовой и его главенствующую роль в день Пятидесятницы. Соборность Церкви, открывающаяся в праздник Пятидесятницы, является плодом действия Святого Духа. Сотворение мира было осуществлено Отцом посредством Сына в Духе Святом. Обновление человека – дело рук всех трех лиц Святой Троицы. Святой Дух завершил сотворение мира. Его обновление также происходит в Церкви посредством постоянного присутствия Святого Духа.
И, подводя итоги, святой подчеркивает, что «воздействие Духа на учеников, имеющее вид свидетельства, наставления, напоминания и откровения, одновременно становится и заступничеством за Христа и Его учеников перед миром. Ведь последний порой выказывает враждебность по отношению к открытию Божественной истины и отказывается принять Божественный свет и, как следствие, спасение во Христе». Авторы Священного Писания, напротив, сделались вместилищем Святого Духа, за что были просвещены Его благодатью и смогли написать эти духовные тексты. Кроме того, все те, кто называются христианами, приняли Святой Дух во время крещения, но одни из них отгоняют Его своими нечестивыми поступками, другие же, посредством своей благочестивой жизни, дают Ему возможность принести плоды.
3. Дары и силы Святого Духа по Кириллу Александрийскому.
Рассуждая, как и святой Исидор, о Святом Духе, патриарх Александрийский говорит еще об одной его силе – прощении грехов. Прощение человеческого беззакония осуществляется в таинствах крещения и покаяния – исповеди. Таким образом, с помощью Святого Духа вершится правосудие.
Святитель Кирилл Александрийский
Конечно, духовный глава Александрийского патриаршего престола V века стремится разъяснить, что, несмотря на то, что Святой Дух посылает верующим во Христа и богоносным мужам Ветхого Завета свою благодать, он не делится с ними своей сущностью. Он остается целостным и единым, действуя различными путями «беспристрастно во всем». Для святого Кирилла примером человека, в лице которого не один раз действовала благодать и сила Святого Духа, является апостол Павел. Автор отмечает, что Павел устанавливал законы справедливым образом, так как в нем пребывал Дух Божий, иными словами – благодать Духа. И Дух, будучи Богом, руководил им в совершении праведных поступков. Третье Лицо Святой Троицы посылало свою благодать Павлу, вследствие чего его сознание просвещалось, а его проповедь и апостольская миссия исполнялись, движимые Святым Духом. Апостол Павел знал, что «каждому Святой Дух является для его пользы». По этой причине он получал от Святого Духа те дары, которые могли принести пользу как ему, так и тем, кто через него познавал вочеловечившегося Бога Слова, Иисуса Христа.
Святой Кирилл, говоря о дарах Святого Духа, делит людей на душевных, духовных и телесных в соответствие с критериями, установленными в Священном Писании: «Человек души не принимает даров Святого Духа. Это его безумие. Он не способен понять, что духовно судим. Духовный человек судит обо всем, сам же никем не судим». Человеком души святой Кирилл называет Никодима, который отказывался принять то, что ему открыл Святой Дух. Это характерно для всех людей души в целом. Согласно Кириллу, душевный человек не позволяет благодати Святого Духа просветить свой разум, живя по закону плоти, руководствуясь лишь человеческим благоразумием, в отличие от человека духовного. Становится ясно, что, по святому Кириллу, человек души отождествляется с человеком плоти, поскольку оба они думают больше о земном, нежели о духовном. Духовные люди оказываются желанными у славы Бога Отца, так как приносят плоды Христовой добродетели и духовные дары Троичному Богу.
Святой Кирилл рассуждает о силах Духа, ссылаясь сначала на Ветхий Завет. В Ветхом Завете можно обнаружить силы Святого Духа, просвещающие патриархов, Моисея и всех других духовных людей, открывающие им волю Бога касательно настоящего и будущего израильского народа, в том числе и прихода Мессии. Посредством Духа Бог объединяется с богоносными мужами Ветхого Завета и ведет их к спасению.
В Новом Завете, пишет Кирилл, Святой Дух играет важную роль в зачатии и рождении как Иоанна Крестителя, так и Самого Богочеловека Иисуса Христа. Дух превращает верующих во Христа в жилище Божественного Слова и дарит им духовное возрождение. В день Пятидесятницы – день рождения Церкви, Дух щедро награждает своими дарами апостолов и всех тех, кто уверовал и крестился во имя Святой Троицы. С тех самых пор Святой Дух действует в Церкви и освящает ее таинства, посредством которых верующие соединяются с нетварными Божественными силами. Они начинают составлять единое тело, главой которого является новый Адам, вочеловечившееся Слово Господь наш Иисус Христос. Дух имеет целью продолжить дело Христа и привести верующих «ко всякой истине»: «Единородный не перестал открываться нам после того, как проявил Свою силу в таинствах первым верующим. Он делает это всегда, распространяя просвещение Святого Духа, направляя любящих Его к познанию того, что превосходит разум и слово».
Святой Кирилл, рассуждая о силе Святого Духа, не упускает случая подчеркнуть Его святость и как прямо, так и косвенно говорит о Его единосущности Отцу и Сыну. Именно его единосущность двум другим Лицам Троицы дает ему возможность наполнять все и давать жизнь творению. Это подтверждает сказанное в книге премудрости Соломона: «Дух Божий наполнил Ойкумену». Святой подчеркивает, что Дух посылает верующим свою благодать, не делясь, однако, своей сущностью. В конце он говорит об апостоле Павле как о характерном примере человека, удостоившегося многочисленных даров Святого Духа. Этот факт он сам осознает и часто приводит в своих посланиях.
Как Бог, Святой Дух разделяет различные духовные дары между верующими «по потребностям каждого», «беспристрастно» и не «разделяя свою сущность». Одних он наделяет «мудростью в речах», других «даром исцеления», «деяниями силы», «даром пророчества», «различением духов», «толкования языков». Это, несомненно, доказывает, что Дух обладает Божественной природой, и тот, кто усомнится в его святости, совершит большой грех. Здесь святой Кирилл призывает в неопровержимые свидетели апостолов Павла, Петра и Иакова, творения которых являются своеобразным «лидийским камнем», доказывающим божественность Святого Духа, подчеркивающим, что Его сущность «не чужда Божественной природе».
В толковании на Евангелие от Иоанна святой Кирилл делает вывод, что в этом боговдохновенном тексте мы не найдем упоминания о экстатических феноменах, таких, например, как глоссолалия, посланных Святым Духом. Здесь говорится о силе Духа, направленной на духовное возрождение и обновление человеческой сущности и будущее становление Христовой Церкви. В частности, он пишет: «Недостающее им знание сохранил для откровения через Духа и для световодительства, имевшего быть в должное время. Быть может, заметив их еще и неспособными к восприятию таинства, так как они еще не были просвещены от Духа <…> говорит это, без сомнения, желая указать на то, что Он мог бы еще открывать и весьма глубокие и ум человеческий превосходящие тайны, но отказывается теперь, и весьма справедливо, видя их еще неготовыми к этому».
Святой Кирилл утверждает, основываясь на творениях евангелиста Иоанна, что Христос посредством Духа поселяется в верующих в Него людях. Таким образом, верующие становятся способными принять Святой Дух и возродиться с помощью «воды живой». Автор подчеркивает, что только посредством «общения и причастия Святого Духа» мы можем причаститься и объединиться с Божественной природой Слова. Только через просвещение Духа печать природы Бога Отца и Сына может обновить и освятить человеческий род.
Александрийский патриарх говорит и о хуле в адрес Святого Духа, которая не может быть прощена. Однако он иначе трактует известную фразу Господа нашего Иисуса Христа: «Кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощено ему, кто же скажет против Духа Святого, не будет прощено ему ни в этом веке, ни в будущем». Он объясняет слова Христа, говоря, что под словом «Дух» подразумевается не Третья Ипостась Бога, но целостная бесплотная природа Троицы и, следовательно, все три Лица Бога. Хула – это невоздержанность в речах неких безрассудных людей, направленная против Бога. Эти люди осмеливаются не обуздывать свой язык и позволяют ему бесконтрольно говорить вещи, оскорбляющие их Творца. Мы хотим отметить, что в данном случае святой отец идет в разрез с общепризнанной трактовкой этой спорной фразы, в сравнении с исследованиями других отцов Церкви, живших как до, так и после него, которые склонны соглашаться с мнением святого Исидора.
Святой Кирилл утверждает, что, поскольку Дух является Богом, а не творением, он способен осуществлять обожение верующих и их единение с Христом: «Причастники Божественной природы связаны с Христом через Духа, все верующие пребывают в истине». Таким образом, верующие оказываются связаны с Богочеловеком. Они становятся причастниками Божественной природы с помощью силы Святого Духа и «перерождаются в красоту, превосходящую творение». Объединение людей с Богочеловеком с помощью Святого Духа делает их подобными Сыну, совершенным образом Отца, сынами по причастию. Святой Дух становится для души источником жизни и началом познания Бога, помогающего им осознать свою новую жизнь в благодати: «Если случится так, что мы лишимся Святого Духа, мы осознаем, что Господь пребывал внутри нас». Человек достигает уподобления Богу с помощью жизни в таинствах, что помогает ему как можно лучше узнать Бога, «совершенным знанием мы называем правое и неизвращенное, православно мыслящее о Святой и Единосущной Троице». Человеческая природа воспитывается Духом, освободившим ее от заблуждения, научившим истинному знанию Бога.
Жизнь в таинствах начинается с крещения – духовного просвещения верующих Святым Духом, совершенствуется в таинстве евхаристии, посредством которого осуществляется объединение каждого верующего с Христом: «Не только словом воскрешает мертвых, но чтобы явить собственное животворящее Тело, прикасается к умершим и через него жизнь возвращается в них. И с помощью одного лишь прикосновения святой плоти, оживотворяется умерший <…> претворит все в то же самое благо, которым является бессмертие, причастившихся ему».
Таким образом, происходит полное возрождение душевной и телесной сущностей человека. Это выше, чем рождение первосозданного Адама. Это осуществляется вторым Адамом, вочеловечившимся Словом, который возрождает человеческую природу из падшего состояния в новую жизнь в Духе Святом. В момент крещения человек получает печать Святого Духа. Он перестает быть запятнанным грехом, ибо Святой Дух очищает, «изгоняя нечистоту нашей скудности и скверну нашей греховности». Эта печать Святого Духа помогает человеку обожиться, это «залог нашего наследия».
Святой Кирилл, говоря о печати Святого Духа в человеке, утверждает, что она может сделать его Духом, ибо он является самим Богом. Так он может вернуть падшего человека к его первоначальному состоянию, когда он наслаждался бессмертием и возможностью ежедневного общения с Богом: «Как на воске, печать справедливости невидимо прикасается к сердцам людей, и с помощью общения и уподобления Ему возрождается в человеке первичная красота его природы, созданной по образу Божиему».
В другой части своего толкования евангелиста Иоанна Александрийский патриарх подчеркивает, что через принятие Святого Духа как Бога человек прикасается к Божественной природе и через Духа приближается к Сыну, а от Сына к Отцу. Так он приобретает знание Бога. Совершенное богопознание, которое станет достоянием человека в будущем веке, не является для него конечной целью, но лишь одной стороной его обожения, «духовным наслаждением», как отмечает святой Кирилл. Животворящий Святой Дух не только духовно возрождает нас, но и возвращает к жизни все творение, помогая установлению мироспасительной миссии Христовой Церкви.
Святой Кирилл говорит о ниспослании человеку различных даров от Святого Духа. Он разделяет людей на плотских, душевных и духовных и показывает позицию каждой категории по отношению к Святому Духу. Он также говорит об апостоле Павле как о примере человека, принявшего благодать Святого Духа и использовавшего ее во благо. Святой рассуждает о силах Духа, открывающихся в Новом Завете, о важной роли Святого Духа в рождении Иоанна Предтечи и Иисуса Христа.
Жизнь в таинствах начинается с принятия крещения, возрождающей воды. Дух обнаруживает свою единосущность Отцу и Сыну. В завершении Кирилл говорит о просвещении учеников Христа в день Пятидесятницы. Далее святой подчеркивает, что посредством веры человеческая природа преображается и получает знание Божественного Откровения.
Эпилог
Как святой Исидор, так и святой Кирилл, говорят о непосредственном участии Духа в зачатии вечного Бога Слова, в таинствах Церкви, создающей живоносную атмосферу в мире. «В этой атмосфере внешняя сторона таинства уходит на второй план, не теряя, однако, своего значения, в связи с живым присутствием Святого Духа, ниспосылающего свою благодать и превращающего верующих в истинных молящихся». Благодаря силам Духа церковные таинства дают возможность участвующим в них достигнуть обожения. Оба святых говорят о том, что истинное знание Бога может быть получено только посредством просвещения человеческого разума, дающего ему возможность видеть лицо Бога и познать истину его высшей Сущности. Исидор уточняет этот момент, говоря о том, что благодать Духа не может стать достоянием людей недостойных и дать им возможность участвовать в святых таинствах. К тому же, эта благодать не может быть куплена, как это видно на примере сюжета о Симоне Волхве и апостоле Петре. Напротив, Святой Дух достается людям, крещеным в животворящих потоках Иордана и созданным Творцом христианства.
Оба святых говорят о разделении людей на душевных, плотских и духовных на основании того, насколько восприимчивыми они оказываются по отношению к откровениям Святого Духа. Здесь заметно влияние богословия апостола Павла, которое было оказано на обоих мыслителей Александрии и ее близлежащих областей в V веке. Достойно упоминания и влияние учения Григория Богослова в том, что касается разделения людей на плотских, душевных и духовных. Познание мира – результат как физической, так и психологической деятельности человека. Но это познание оказывается диаметрально противоположным познанию Бога и открываемых им истин, являющихся плодами Святого Духа.
Святой Исидор, как мы упоминали выше, рассуждая о Святом Духе, говорит о душевных, плотских и духовных людях, о роли, которую они играют в церкви, и в целом об их пути в Царствие Небесное. Святой Кирилл не анализирует подробно эти три категории, но говорит о членах церкви, которые пытаются или не пытаются сделаться достойными даров Святого Духа. Однако оба автора знают и стремятся показать в своих творениях либо в строгих догматических рамках, как у Кирилла, либо в дидактических, как у святого Исидора, что Святой Дух является благословением этого мира. Это свет, покрывающий человеческую душу и богато одаривающий ее Божией благодатью. Он дает человеку возможность познать Бога и восхвалить имя Святой Троицы. Только Святой Дух, ибо он является Богом, волен просвещать человеческий разум, открывать завесу тайны, давая человеку возможность проникнуться учением о Троичном Боге и таинстве святого воплощения второй Ипостаси Святой Троицы. Благодать Духа переносит верующих во Христа с бесплодного поля в сад спасения, полный неувядаемых цветов и тенистых деревьев, взращенных водой Святого Духа.
Подводя итог, святые говорят о непростительной хуле против Святого Духа, давая различные трактовки этой проблемы. По мнению святого Исидора, Христос говорит о третьем Лице Святой Троицы, в то время как святой Кирилл считает, что речь идет обо всех трех Лицах Святой Троицы. Отметим, что первое мнение является в Церкви преобладающим. Второй святой предлагает иную трактовку, которая, однако, не может считаться неверной.
Автор: Ирини Артеми.
Отдельную тему по Иоанну Златоусту читайте здесь.