Праздник день Жен Мироносиц
Раздел сайта: Православные Церковные праздники в 2015 году.
Проповедь. Видео 16 минут.
Буклеты для печати. Скачать файлы в формате PDF.
"Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине".
Праздник День жен-мироносиц в 3-е воскресенье по Пасхе. В 2015 году это 26 апреля.
Женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.
После субботнего покоя ко гробу пришли Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна), Иоанна (жена Хузы), «и другие с ними».
Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.
Женщины, идя ко гробу, рассуждают, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, — «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).
После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему (Noli me tangere), пока он не восшёл к отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10).
В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название Недели жен-мироносиц — день памяти этих святых женщин. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин — супруг, матерей, сестёр.
День Жён-мироно́сиц — народный и христианский праздник, отмечаемый в пятнадцатый день (третье воскресенье) начиная с Пасхи (Великодня). В некоторых местах в этот день совершался обряд кумления, на котором завивались венки и кумились девушки-подростки. На кумлении обрядовой едой была «девичья» («бабья») яичница. День завершал весеннюю молодёжную обрядность Радоницкой недели.
Русские крестьяне этот день почитали за бабий праздник, когда все женщины — именинницы. Поэтому его называли бабьей братчиной (Нижегородская губерния), бабьей неделей (Кологривский уезд Костромской губернии). Необычно курское и смоленское название — маргоски, маргошенье, которое, по-видимому, связано с диалектным словом маргосить (псков., твер.) в значении умильничать, кокетничать.
Другие названия дня
Жены-мироносицы, Бабья яичница, Бабья братчина, Бабья неделя, Кумитное, Кумишное, Завивальное воскресенье, Маргоски, Маргошенье.
Народные традиции
«Жены Мироносицы — женский праздник. Это яичницу жарят и курей режут. Одни женщины, девушки, только не мужчины. Собирались, кто кого позовёт».
Общая канва праздника такова: накануне одна или несколько женщин отправлялись собирать по домам яйца и другие продукты, чтобы на следующий, мироносицкий день (после обедни, но ближе к вечеру) устроить совместную бабью пирушку. В воскресенье каждая женщина старалась побывать в церкви за обедней. После службы женщины совместно заказывали один общий молебен, причем платили за требу только яйцами, иногда, но очень редко, – льном. Обычай оплачивать яйцами мироносицкий молебен стоит в общем контексте весенних традиций. В некоторых местностях, например, в Дедовичском районе Псковской области, на мироносицкую службу женщины приносили малых детей, чтобы приложить их к плащанице. По воспоминаниям «это был как бы детский праздник». Само празднество начиналось ближе к вечеру. С песнями и плясками женщины гуляли до поздней ночи. Лишь иногда, в порядке исключения, к гулянью могли присоединиться мужья пирующих женщин (Михайлов).
В Чухломском районе разыгрывалось настоящее окликанье жён-мироносиц с обрядовым исполнением песен-окличек, в которых женщин приглашали выйти на крыльцо и вынести яйцо. Здесь же бытовало и окликание «старушек». Причём оно исполнялось в соответствии с древней традицией рано утром, ещё до света, до того, «как ворон проснётся».
Традиции мироносицкого праздника были разными даже в пределах одной губернии. В Рославльском уезде Смоленской губернии женщины, по случаю праздника, сходились где-нибудь на выгоне, за деревней. Здесь раскладывался огонь и готовилась общая яичница; затем пели весенние песни. В уездах Смоленском, Краснинском, Ельнинском празднование проходило поочередно в каждом доме (и в каждом готовилась яичница), пока женщины не обойдут все дома. В других уездах Смоленщины женщины ходили с яичницей в поле и там её съедали с приговором: «Дай, Боже, чтоб нам лён уродился куделен!»
Особая страница в мироносицком праздновании – поминальная, когда день или даже вся неделя отмечались как память по умершим. Например, каждый год с понедельника Мироносицкой недели в приходе с. Сергачская Ачка служится мирской сорокоуст по всем умершим прихожанам. Обязательно посещается кладбище в субботу под жён-мироносиц в рязанском с. Аксеново Рыбновского района. При этом на могилах оставляют крашеные яйца.
Поминальные мотивы в празднике жен-Мироносиц не случайны. Вероятнее всего здесь христианское празднование наложилось на более древний весенний женский праздник, который был соотнесён с аграрным культом и как частью его – с культом предков, в том числе и с почитанием птиц.
В Белоруссии третья после Пасхи неделя носит название жён-мироносиц, и начинается она с воскресенья, считавшегося когда-то «бабским праздником». В этот день женщины ходили с яичницей в поле и там, съев её, приговаривали: «Дай, Божа, каб наш лён урадзіўся кужалём» — «Дай, Боже, чтоб наш лён урадился куделём».
26 апреля 3-е воскресенье по Пасхе.
День жен-мироносиц.
Православный женский день!