Православие и спорт
Есть поговорка "в здоровом теле здоровый дух".
Тренируй тело, береги душу!
В самом низу статья про спорт с христианской точки зрения.
На этой страницы мы будем размещать новости и события связанные с Православием и спортом.
Православные спортсмены. Сериал канала Спас Движение вверх. 8 серий.
Футболиста «Ромы» дисквалифицировали на один матч за богохульство.
Спорт дзюдо Патриарха Кирилла, хобби о котором мало кто знает!
Боец ММА Федор Емельяненко в студии программы Парсуна на ТВ канале Спас. Видео. 50 минут.
Патриаршья комиссия по вопросам физической культуры и спорта.
Боксер Тайсон Фьюри осудил нетрадиционные ценности современного общества.
Святые покровители воинов, солдат, защитников, бойцов.
Илья Курзанов, боец полулегкого веса, прихожанин Никольского храма п. Добринка.
Праздник "Православие и спорт" 11-13 сентября 2015 г.
Церковь о спорте. Патриарх Кирилл. Видео 5 минут.
Религия и спорт. Митрополит Иларион Алфеев и хоккеист Владимир Третьяк. Видео 25 минут.
Физкультура и спорт. Неравнодушный разговор. Федор Емельяненко. - 38 минут.
Патриарх Кирилл в Сочи - 2014 г.
Поветкин проиграл Кличко бой из-за язычества!
Федор Емельяненко является православным человеком, который не просто в душе верит в Бога, но и ходит молиться в Церковь.
Встреча Патриарха Кирилла с выдающимися спортсменами России в 2012 году.
Александр Емельяненко ушел из монастыря и вернулся на ринг.
Боевые искусства - документальные фильмы.
Федор Емельяненко возвращается на ринг в 2015 году.
Христианские авторы I-IV веков о спорте
Как христианин должен относиться к спорту? Где провести грань между физическим здоровьем и спортом как способом зарабатывания денег? Как относились к спортивным соревнованиям античности святые отцы первых веков христианства?
Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело не богоугодное. Правда ли это?
Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, с
порт первых веков христианства и спорт современный — вещи всё-таки разные.
В первые века христианства Олимпийские игры были самыми известными ἀγώνοι, что буквально переводится соревнования. Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об ихначале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.
Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.
С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis — зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.
Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis. В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего «хлеба и зрелищ», эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.
Идоложертвенное происхождение ἀγώνοι и spectaculis, разумеется, противоречило основам христианской веры. Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.
На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на «совете нечестивых» сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач»…
Убийство — смертный грех. Участие в убийстве — грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не
должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: «<…> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства».
Осуждая языческую сущность ἀγώνοι и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного.Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.
Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».
Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.
Они осуждали идоложертвенное содержание ἀγώνοι и spectaculis. Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.
Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов — победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду — венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!
Тщеславие — главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание «быть великим» здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины — к допингу…
Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.
Пономарев Филипп
Богослов.Ru
На фото: Артем Чернышев занимается на турнике около Никольского храма п. Добринка.
Фотограф Дмитрий Адоньев.
Тренируй тело, береги душу!